Почему школьные автобусы в Пензенской области скоро будет некому водить

В Пензенскую область поступили новые школьные автобусы. Они пришли на смену отработавшим десятилетие машинам. Новая техника стала еще и умной - панель приборов в ней напоминает кабину самолета. Здесь и навигационная система ГЛОНАСС/GPS, и цифровые тахографы, и громкая связь с салоном. Специальные устройства препятствуют движению при открытых дверях и ограничивают скорость до 60 километров в час... Но вот работать на них некому. Пока выручают профессионалы преклонного возраста.

В этом году удалось обновить школьный автопарк Пензенской области более чем на 50 единиц, это четвертая часть всех автобусов. Но проблема в том, что управлять современными машинами вскоре будет некому. На торжественной церемонии вручения ключей от новой техники рядом с железными рысаками стояли убеленные сединами аксакалы. Многие водители с опаской посматривали на свое новое рабочее место. Их пугало не столько обилие незнакомых кнопок, сколько собственное здоровье. Хватит ли его?

Средний возраст водителя школьного автобуса в регионе подбирается к 70 годам. Многим из них не то что освоить новые цифровые технологии сложно, следить за ситуацией на дороге уже непросто. А школьные автобусы колесят не только по сельским дорогам, но и по загруженным федеральным автотрассам, доставляя детей на экскурсии и соревнования. Водителю приходится выходить из дома с первыми петухами. В семь часов его уже ждут на первой остановке в самом отдаленном селе, а домой он возвращается затемно, пока из продленки не дождется отстающего ученика. Молодежь на такую работу за предлагаемую зарплату не идет.

- У нас в школе водитель-пенсионер уволился. А нового найти не могут, потому что зарплата 12 тысяч. А за эту зарплату мало того, что ответственность несешь - детей перевозишь, так еще и за технику головой отвечаешь. Она постоянно ломается, приходится самому ремонтировать. Когда водитель уволился, нам пришлось самим детей в школу в соседнее село возить, - рассказывают пензенцы на местных форумах.

А на днях жалобы дошли до губернатора. На прямой линии во время общения главы региона Ивана Белозерцева с жителями несколько раз на экране промелькнуло СМС-сообщение: "Зарплата у водителя школьного автобуса 13 400. Как выжить?"

Как выяснилось, отправитель работает в Сердобском районе, где в прошлом году подняли зарплату школьным водителям на 60 процентов. Страшно подумать, какой же она была до этого - меньше прожиточного минимума?

Средний возраст водителя школьного автобуса в регионе подбирается к 70 годам

- Мы проводили анализ, сравнивали зарплаты по этой категории с другими районами. Да, есть районы, где она повыше. Мы примерно на среднем уровне. Но сейчас, может быть, получится еще ее повысить, - неуверенно ответил глава Сердобского района Александр Бедикин.

Губернатор в прямом эфире призвал к более кардинальным мерам:

- Вы у себя понизьте и у работников администрации, а водителям заработную плату повысьте. Вы мне не рассказывайте. Нужно повысить зарплату до средней по области, и безопасность детей будет другая.

К слову, средняя зарплата по региону на сегодня составляет 33 тысячи рублей. Именно к ней привязаны зарплаты педагогов, которые получают дотации из бюджета. Для водителей автобусов никаких надбавок не предусмотрено, хотя здоровый ребенок важнее, чем обученный. Но шоферские зарплаты не регламентируются указами президента, а значит, и внимания на них никто не обращает.

В большинстве районов, по словам министра образования области Александра Воронкова, зарплата водителей школьных автобусов приблизилась к 17 тысячам рублей, в Сердобском районе - 15,9 тысячи рублей По сравнению с прошлым годом она, действительно, выросла, на тот момент она составляла 9,9 тысячи рублей. Это, конечно, не соответствует ни задачам, которые выполняют водители, ни степени их ответственности.

Комментарий

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики":

- Ситуация, к сожалению, типичная. Бюджетный кодекс жестко регламентирует: если есть у региона деньги на покупку автобусов или строительство поликлиники, то именно на эти цели их нужно потратить. В этом случае руководитель будет абсолютно прав, и никто не обвинит его в нарушениях бюджетной дисциплины.

Если же он купит на эти деньги не 30 автобусов, а 25, а остальные потратит на наем квалифицированных водителей, это будет грубейшим нарушением бюджетной дисциплины. Даже на государственном совете в присутствии президента обсуждался вопрос о том, чтобы дать регионам и главам муниципальных образований больше свободы в расходовании средств. Просто поставьте главе региона или города задачу возить школьников и дайте ему на это деньги. Пусть он сам решает, сколько из общей суммы потратить на покупку "колес" и сколько на то, чтобы они возили людей.

Однако проблема эта характерна скорее для регионов с дефицитными бюджетами, где социальная сфера часто финансируется за счет федеральных субсидий. У "богатых" территорий хватает собственных доходов на то, чтобы и автобусы купить, и водителей нанять.

Подготовила Надежда Толстоухова