Союз пешеходов предложил приравнять электросамокаты к мопедам
Аккурат к этому "круглому столу" стало известно о первом уголовном деле, возбужденном против водителя электросамоката, который сбил насмерть пешехода. Об этом сообщил telegram-канал Mash. По их данным, инцидент с электросамокатом произошел в июле. На нем 34-летний москвич задавил пешехода - 88-летнего мужчину. Дело возбудили только сейчас. Пенсионер погиб на месте происшествия. Владельца электросамоката ждет суд.
В судебной практике прецедент с самокатом уже был. В позапрошлом году в результате столкновения с электросамокатом женщина упала и получила тяжелую травму позвоночника. Шесть месяцев она провела в больнице. А когда обратилась в органы, дело повисло в воздухе. Ведь непонятно, как регистрировать это происшествие. Два пешехода "столкнулись" в пешеходной зоне. Хулиганством не назовешь, потому что не было умысла. Но по факту у человека сломан позвоночник.
По мнению главы Союза пешеходов Владимира Соколова, наезды на пешеходов теми, кто управляет этими электрокарами, - довольно частая ситуация. Но при этом привлечь к ответственности водителя скутера невозможно. Скорее всего, он просто сбежит. А согласно Правилам дорожного движения водители гироскутеров, электросамокатов и даже сегвеев - это пешеходы. И привлечь их к ответственности за оставление места ДТП невозможно. Потому что ДТП не было. Столкнулись два пешехода: один на скорости три км/ч, а другой на скорости 20 км/ч.
В соответствии с паспортными данными, электроскутеры могут развивать скорость от 20 км/ч (гироскутер) до 35 км/ч (электросамокат, моноколесо), а сегвей так и 50 км/ч.
При этом, как считает Владимир Соколов, по своим скоростным показателям и своей массе эти устройства близки к велосипеду, а электросамокат - к мопеду. Поэтому их езда по тротуарам должна быть запрещена.
Кстати, не так давно Верховный суд утвердил решение в отношении велосипедиста, который попался пьяным за рулем. Правда, управлял он велосипедом с моторчиком. Он убеждал суд, что его нельзя привлечь по статье 12.8 КоАП за управление в нетрезвом виде, потому что он управлял именно мотовелосипедом. Однако суд, уточнив данные мотора, пришел к выводу, что этот мотовелосипед вполне соответствует требованиям к мопедам. А чтоб водить мопед, требуются права. И у велосипедиста автомобильные права были. Но он их лишился.
По этой же логике пошел и Союз пешеходов. Он предлагает электросамокаты с мощностью двигателя более 0,25 кВт/час приравнять к мопедам, с вытекающими обязательствами водителя иметь водительские права категории "М". Казалось бы, логично. Но вот беда. Колеса у этих самокатов маленькие. А стандарты по дорожному покрытию не предусматривают у нас таких идеально ровных дорог. Ямка в полколеса обернется гибелью для самокатчика. Если он не убьется сам, перелетев через руль, то его добьет следующий сзади автомобиль.
Как сообщил корреспонденту "РГ" глава Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин, им поручено изучить все проблемы, связанные с управлением таким транспортом, технические характеристики его. А также изучить регулирование его использования в других странах. В этом году исследование будет проведено, и на его основании можно готовить предложения по изменениям в законодательство для регулирования использования таких средств передвижения.
Но просто запретить такие способы передвижения не получится.
- Москва - это золотая жила электросамокатов, - заметил Петр Дворянкин, член Экспертного совета Госдумы . По его мнению, столица дает уникальные возможности для развития электротранспорта. Он предложил установку станций для зарядки, наподобие тех, которые используют владельцы электромобилей.
- Я считаю, что у электротранспорта большой потенциал, и государство не должно перекрывать его потенциальное развитие введением ограничений, - заявил представитель Минтранса России Дмитрий Осиповский.
По его словам, основная задача минтранса - создание бесшовной структуры для передвижения, удобной для граждан. То есть человек сможет спокойно доезжать на самокате от точки А до точки В, пересекая и зоны отдыха, и велодорожки, и даже пешеходные зоны.
С этим согласились предприниматели и предложили внести скоростные ограничения в зависимости от зоны передвижения. Для пешеходного пространства - 25 км/ч, для велосипедных дорожек - 60 км/ч. Вот только кто будет устанавливать спидометры на электросамокаты, не сказали. Да и как потом продавать эти гаджеты с ценой, которая увеличится в разы, тоже пока не ясно.
За прошлый год в России было продано 32 тысячи электросамокатов и 10 тысяч моноколес. Причем десятая часть реализованных товаров по своей мощности превышает 4 кВт. Российский опыт насчитывает уже четыре случая с летальным исходом по вине владельца двухколесного злодея.