Судьба кинодрамы "Не чужие" сложилась трагично. Ее задумала и почти завершила съемки Вера Глаголева - актриса, в двадцатилетнем возрасте блестяще дебютировавшая в фильме своего первого мужа Родиона Нахапетова "На край света", и режиссер таких талантливых картин, как "Сломанный свет", "Одна война", "Две женщины". Ее смерть прервала работу над фильмом, и часть съемок в казахских степях завершили ее друзья и коллеги. Для того, чтобы картина состоялась, все сделала подруга Глаголевой, продюсер ее лучших фильмов Наталья Иванова.
В основе - пьеса Ольги Погодиной-Кузьминой, не раз уже привлекавшая внимание кинорежиссеров, но до экранов дошедшая впервые. Первоначальное название - "Глиняная яма", оно во многом определило стилистику картины: среда обитания героев безлюдна, пустынна, предельно захламлена и кажется заброшенной. Сюда еще ходит поезд, но городок словно вымер, и забытый сумрачный карьер похож на Марс, у которого все в прошлом. Люди здесь привычно месят скользкую глиняную жижу, и вернувшаяся из Москвы красотка Милка впадает в лютую ипохондрию: здесь нельзя жить, а можно только медленно увядать. Дома - навек уставшая мать (умная и точная работа Татьяны Владимировой) и сестра с двумя детишками, задумавшая выйти замуж за парня из Казахстана и уже от него беременная. Мать от такого решения в отчаянии: у этого Рустама свои традиции, своя культура и свои представления о жизни. Он даже на собственной свадьбе, когда кругом русская разлюли-малина, рюмки не пригубит, на клич "Горько!" не реагирует. Тема несовместности культур - кажущейся или реальной - занимает в фильме важное место, поиски точек общности - его сюжет.
По замыслу режиссера, "инородец" Рустам в городке - как Марлон Брандо, слетевший из другого мира: по контрасту с хлипкими и вечно пьяненькими местными жителями он кажется надежным и сильным, женщины к нему тянутся. А то, что у него на уме, никто прочитать не сможет - другой язык, другие культурные коды, "Восток - дело тонкое". В этой роли Санжар Мали - фактурный, но, на мой взгляд, слишком монотонно нелюдимый, отрешенный, замкнутый. Впрочем, понятно: его герой пришиблен страшным горем - вся семья погибла под обрушившимся с гор селем, и Рустам теперь пытается начать жизнь с нуля - новую жизнь в чужой стране. И единственное, что еще может его пробудить к действию, - это или древний зов пола, или новая беда, которую еще можно предотвратить. Что и произойдет в финале, который должен всех примирить - хотя бы на время. В ролях сестер-соперниц Милы и Галины убедительны Лилия Волкова и Анна Капалева, обе известны главным образом по сериалам: не очень примелькавшиеся в кино лица - принцип кастинга.
И все же главный и самый сильный образ картины - нищета выживания. Все чаще в нашем кино, как нечто естественное и характерное для времени, возникает этот печальный абрис социума без будущего, надежд и видимых идеалов. Уже никто не вспоминает о высоком и вечном, уже как класс отсутствуют в общественном сознании хотя бы проблески интереса к науке, образованию, литературе, искусству - все это заменяет мерцающий в углу телевизор; впрочем, на него тоже никто не обращает внимания. Режиссер может не сосредоточиваться на этом знаке времени, вообще о нем не думать - но не может не отразить торжества того, что великий пролетарский писатель называл "свинцовыми мерзостями дикой русской жизни". Они к нам вернулись, едва вместе с коммунистическим мифом из нашего быта ушел идеал как таковой. Как нечто, к чему стоит стремиться. Как надежда, которая погибает последней.
То, что в результате получилось из незавершенного замысла так рано ушедшего от нас режиссера, - несомненно, мелодрама. Она будет особенно близка женской части аудитории - история молодой матери, которая тщетно ищет в жизни опору, история любви от сердца - и по расчету, история о коварной разлучнице, легких соблазнах и о жестоком испытании, которое одно может пробудить в заблудшем нечто настоящее и прочное.
Мои поздравления авторам. Я далек уже от этого поколения, но мне было интересно следить за героями: уж очень филигранно и без малейшей фальши развивались противоречивые их отношения. Внутренняя логика иная, чем моя, но я поверил ей, и автор ни разу не обманул, не спрямил, не проболтал подробности, как это бывает, когда ни сценарист, ни режиссер не знают, что чувствуют их герои, или не умеют это показать. До самого конца не знаешь, куда приведет героев судьба, и оттого страдаешь вместе с ними. Финал - и катарсис, и подлинная драма одновременно.
Игорь Кокарев
"Дубль дв@" в юбилейном фестивале отжигает, взяв со старта в карьер двумя отличными работами, а на третий день взорвал бомбу. Картина прекрасная, рожденная, сотворенная и взлелеянная талантливым режиссером и его блестящим коллективом. Низкий вам, ребята, поклон! Тема картины тяжелейшая, снято по ней много сильных фильмов - казалось бы, что еще можно сказать, как выразить тяжесть и сложность происшедшего, которое до сих пор жжет сердца миллионов? А вот можно же, и сделать гениально просто. Через музыку. Музыка - волшебный стержень этой картины. Местами до мурашек пробирает. Очень сильно. Да и в остальном картина по высшим меркам отличная. Слова, мне кажется, бесполезны, надо смотреть и слушать. Очень надеюсь, что эту картину возьмут для постоянного показа, пусть и не в прайм-тайм, пара "некоммерческих" кинотеатров, очень-очень хочется еще раз посмотреть это Творение, но уже на большом экране в атмосфере кинотеатра!
Николай Челноков