Во многих регионах сейчас внедряют новые форматы организации этой помощи, чтобы людям было удобнее, комфортнее, а помощь они получали как можно быстрее. Не исключение - и Московская область, где в октябре прошлого года стартовал проект "Добрая поликлиника". Для старта были выбраны 11 поликлиник, входящих в состав семи лечебно-профилактических учреждений городов Балашиха, Видное, Дубна, Красногорск, Луховицы, Раменское и Талдом. В первом полугодии наступившего года эту модель планируют внедрить и в учреждениях 20 муниципалитетов, откуда поступает больше всего жалоб. А к декабрю 2019-го на новые эффективные стандарты работы перейдут все поликлиники области.
Прежде всего внесли изменения в работу участковых врачей-терапевтов. По прежней схеме они по 4 часа принимают пациентов в кабинетах поликлиники, а потом 3,5 часа обходят больных, вызвавших врача на дом. По модели проекта "Добрая поликлиника" терапевты перестали ходить на вызовы, они больше 6 часов в день ведут прием в поликлинике, причем только по предварительной записи. А в оставшиеся часы посещают на дому только пациентов с ограниченными возможностями. Лишь участковые педиатры продолжают работать с детьми до 7 лет и в кабинете, и на вызовах.
Но это не означает, что взрослые, которым требуется помощь на дому, останутся без нее. Для них и для людей, пришедших в поликлинику без записи с острым недомоганием или внезапной болью, организовано специальное подразделение - служба неотложной помощи. В составе неотложной службы в каждом медицинском учреждении, участвующем в пилотном проекте, был создан отдельный кабинет для приема плюс мобильная бригада, обеспеченная транспортом. Это сделало и помощь на дому более мобильной и своевременной, и участковых терапевтов освободило от затрат времени на передвижения по своему участку. Зато им теперь хватает времени и на прием, и на спокойное общение с пациентом, и очередей в пилотных поликлиниках стало заметно меньше. Кроме того, чтобы уделять больше времени пациенту, врачей максимально освободили от работы с бумагами, на которую порой уходило больше времени, чем на осмотр и опрос больного. В холлах поликлиник появились сестринские посты, где пациентам выписывают направления на обследования и анализы, оформляют справки и необходимые выписки из медицинских карт.
А еще в пилотных поликлиниках ввели рабочие субботы, что позволило резко сократить привычные очереди к врачам - как к терапевтам и педиатрам, так и к "узкопрофильным". Если раньше, чтобы попасть на приме к терапевту, надо было записаться за несколько дней, а приема у кардиолога или невролога порой приходилось ждать неделями, то с переходом на новый стандарт врачи начали вести прием не только по рабочим дням, но и по субботам. В результате время ожидания пациентом приема "узких специалистов" сократилось более чем в два с половиной раза.
Помимо этих новшеств, в медицинских учреждениях, где стартовал проект "Добрая поликлиника", создана и новая система навигации - для удобного ориентирования в здании. Первыми встречают посетителей администраторы, подсказывают, где что находится, отвечают на любые вопросы - в итоге берегут время и пациентов, и врачей.
Первый этап реализации проекта уже показал, что, казалось бы, простые организационные решения, направленные на удобство и позитивный отклик людей, дают большие результаты.
По данным областного минздрава, в учреждениях, где "Добрая поликлиника" уже претворяется в жизнь, число принятых пациентов увеличилось на 48 процентов. Лист ожидания приема терапевтов и педиатров сократился на 80 процентов.
Перед проектом "Добрая поликлиника" поставлены конкретные задачи - добиться улучшения основных показателей работы учреждений: сократить время ожидания приема терапевтом до 24 часов, узким специалистом - до 10 дней. Если это получится, все поликлиники Подмосковья смогут принимать в день на 60 тысяч человек больше, чем прежде. Еще одна задача - обеспечить доступность на областном портале госуслуг 80 процентов ячеек для самозаписи к врачу прямо из дома, чтобы не приходилось лишний раз ходить в поликлинику. Все это нацелено на то, чтобы жители области получали качественные медицинские услуги в кратчайший срок и, как говорится, "без нервов".