Жунус Аманжолович, для чего нужна профессионально-общественная аккредитация? В чем ее принципиальное отличие от государственной?
Жунус Джакупов: Необходимо понимать, что юридическое образование сегодня значительно отличается от того, что было 10-20 лет назад, не говоря уже о более раннем времени. В образовании получает большое развитие практико-ориентированный подход, ранняя профориентация, все это способствует тому, что студентам интересно не только получить фундаментальные знания, что тоже немаловажно, но и "научиться профессии". Соответственно, для нас, представителей профессионального юридического сообщества, важна как оценка критериев соответствия программ требованиям государственных или иных образовательных стандартов, так и проверка уровня готовности выпускника к профессиональной деятельности. Эта готовность, по нашему мнению, может сформироваться исключительно при тесном партнерском взаимодействии образовательной организации и ведущих работодателей региона, а также прямой заинтересованности работодателей получить именно того специалиста, который им нужен. Такую оценку мы можем сделать исключительно в ходе профессионально-общественной аккредитации, что и отличает ее от государственной.
Любой критерий ФГОС рассматривается нами через призму получения взаимной удовлетворенности тех, кто обучает, и тех, для кого обучают, что, несомненно, способствует выполнению более глобальных задач: развитие юридического образования, ориентация выпускников на поступление в аккредитованные вузы, развитие юридической клиники как формы получения студентами профессиональных навыков, оказание методической помощи вузам в организации учебного процесса.
Каковы итоги проведенных АЮР аккредитационных экспертиз за прошедший год?
Жунус Джакупов: В 2018 году экспертами Ассоциации проведено 28 выездных аккредитационных экспертиз, в результате которых 120 образовательных программ получили профессионально-общественную аккредитацию, по двум программам двух вузов решение постановлено отложить до устранения выявленных в ходе экспертизы недостатков.
Какова сегодня в целом картина качества юридического образования?
Жунус Джакупов: В настоящее время оценка, проводимая профессиональным юридическим сообществом в лице АЮР посредством аккредитационной экспертизы, стала объективным индикатором качества юридического образования. Сама процедура аккредитационной экспертизы не просто устанавливает соответствие ее критериям и требованиям образовательных стандартов, но и во многом позволяет по-другому посмотреть на образовательный процесс, усовершенствовать подходы той или иной образовательной организации к подготовке юристов, что влияет на их конкурентоспособность. Кроме того, это универсальная площадка для обмена лучшими практиками и обсуждения самых актуальных вопросов, связанных с качественной подготовкой юристов.
Каков механизм проведения профессионально-общественной аккредитации?
Жунус Джакупов: Проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции регулируется рядом нормативных актов. Порядок проведения аккредитационной экспертизы регулируется локальной Инструкцией, которая раскрывает весь механизм - от момента подачи образовательной организацией заявления и до рекомендации Правления Экспертного центра о вынесении результатов аккредитационной экспертизы на заседание Комиссии АЮР по юридическому образованию.
Основные этапы этой процедуры заключаются в отборе комиссии экспертов путем случайной выборки в составе трех экспертов, проведение камеральной и выездной экспертиз, обследование условий организации учебного процесса и практик обучающихся, уровней сформированности компетенций, форм и глубины взаимодействия образовательной организации с работодателями, показателей трудоустройства выпускников, участия студентов в общественных проектах и научной деятельности, интерактивной онлайн-работы юридической клиники.
Если экспертная комиссия в ходе проверки выносит рекомендации по устранению имеющихся недостатков, то рассмотрение вопроса об аккредитации образовательной программы возможно только после их устранения.
По завершении рассмотрения экспертного заключения Правлением Экспертного центра оно вместе с комплектом всех документов, представленных образовательной организацией, направляется на рассмотрение Комиссии Ассоциации по юридическому образованию, которая и принимает окончательное решение. В случае утверждения Комиссией экспертного заключения представителю вуза вручается соответствующий сертификат. Данные об аккредитованных вузах и программах направляются в Министерство образования и науки РФ, в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, публикуются в "Российской газете" и других СМИ.
Чем отличаются между собой критерии проверки образовательных программ по бакалавриату, магистратуре, аспирантуре и специалитету?
Жунус Джакупов: Разные уровни образования устанавливают разные требования к выпускникам соответствующих образовательных программ. Мы можем это увидеть, сопоставив федеральные образовательные стандарты, в которых есть отличия в особенностях практик студентов, проценте их трудоустройства, организации учебного процесса, степени вовлеченности в работу юридической клиники, уровне научной обеспеченности, требованиях к кадровому составу, реализующему ту или иную программу.
Какое количество экспертов по профессионально-общественной аккредитации и каков уровень их профессиональной подготовки? Кто выезжает на проверки?
Жунус Джакупов: Сегодня количество экспертов, принимающих участие в экспертизах, составляет порядка 300 человек, все они прошли обучение в Экспертном центре АЮР, сдали квалификационные экзамены и аккредитованы при Ассоциации. Все эксперты имеют необходимый стаж работы в сфере юридического образования, ученые степени, звания, в некоторых случаях и большой опыт практической профессиональной деятельности.
Как результаты аккредитации влияют на решение вопроса о прохождении образовательной организацией государственной аккредитации?
Жунус Джакупов: В настоящее время норма Федерального закона об образовании в части, касающейся учета результатов профессионально-общественной аккредитации, носит для аккредитационного органа во многом рекомендательный характер. Вместе с тем Ассоциация юристов России за время работы в данном направлении зарекомендовала себя как профессиональное юридическое сообщество, способное объективно и беспристрастно оценивать уровень подготовки выпускников образовательных программ в области юриспруденции.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"