Кого и когда начнут наказывать за грязный выхлоп
Как быть тем, кто со своим устаревшим транспортом проживает в районе, куда ему въезд запрещен? Корреспондент "РГ" попытался разобраться в этом вопросе. Напомним, минтранс разработал дорожную карту по введению в городах зон, в которые будет запрещен въезд автомобилей с низким экологическим классом. Документ направлен в заинтересованные министерства и ведомства для согласования. Подробности этого документа неизвестны. Но известно, что одно из предложений - это увеличение штрафа за проезд под такой знак. Сейчас штраф за такое нарушение составляет 500 рублей, как за нарушение требований любого знака или дорожной разметки. На сколько предлагает минтранс увеличить штраф за нарушение требований знаков по экологическому классу, пока неизвестно.
Слишком старые машины
Надо сказать, что пока и сами эти знаки нигде не применяются, хотя вступили в силу они еще в июле 2018 года. Проблема в том, что применять их очень сложно. Ведь большинство автомобилей у нас экологического класса не имеет. Заносить данные об экологическом классе в паспорта транспортных средств стали не так давно - в 2011 году. То есть менее 10 лет назад. По данным Госавтоинспекции, за 2017 год у нас было зарегистрировано всего 59 790 435 автомобилей. Из них 9 299 057 в возрасте от 10 до 15 лет. А старше 15 лет - 21 452 089 машин. То есть 51 процент автомобилей в России старше 10 лет и не имеет экологического класса, вписанного в паспорт.
С легковыми автомобилями ситуация чуточку лучше. Всего их зарегистрировано 46 887 145. При этом в возрасте от 10 до 15 лет - 7 773 081 машина. 14 521 023 легковушки - старше 15 лет. То есть всего 47 процентов автомобилей старше 10 лет, у которых нет экологического класса.
Согласно постановлению правительства, знаки, запрещающие въезд машин по экологическому классу, не будут распространяться на автомобили, у которых экологический класс не установлен вплоть до июля 2021 года. То есть половине автовладельцев до середины 2021 года не будут грозить ни штрафы, которые планируется ввести уже осенью этого года, ни запреты на въезд. И это уже само по себе создает социальную несправедливость. Те, кто не может раскошелиться на новый автомобиль высокого экологического класса, будут ограничены в правах. Тем, у кого автомобили вообще древние, - ничего грозить не будет.
Как оформить класс?
А что произойдет после июля 2021 года? Скорее всего, автомобили с неустановленным классом будут признаны "Евро 0". А значит, всем им будет запрещено въезжать в любые зоны с ограничениями и начнется повальный сбор штрафов.
В качестве выхода из такой ситуации разработчики дорожной карты предлагают ввести возможность упрощенного оформления экологического класса. В принципе, оформить его можно и сейчас. Для этого необходимо обратиться в специализированную лабораторию, где выдадут соответствующее заключение. Понятно, что такая экспертиза будет стоить денег. Около 5 тысяч рублей.
С полученным заключением необходимо обратиться в ГИБДД для внесения изменений в регистрационные документы, то есть в паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации. За это придется заплатить госпошлину в размере 850 рублей.
Сейчас вся лабораторная экспертиза заключается в установлении модели двигателя и проверке по базам данных компаний-производителей его экологического класса.
Как сообщил начальник Госавтоинспекции МВД РФ Михаил Черников, сейчас около 70 процентов паспортов транспортных средств в России не содержат отметки об экологическом классе. Но чтобы получить отметку, людям ничего не понадобится делать. Всю эту работу ГИБДД проведет вместе с Центральным научно - исследовательским автомобильным и автомоторным институтом "НАМИ". Предполагается, что база, которая будет содержать данные об экологических классах всех автомобилей, будет готова к июню-июлю 2021 года. То есть, как раз к моменту, когда пункт правил каснется всех тех, у кого такой класс в ПТС не указан. При этом каждый владелец авто будет уведомлен о том, к какому классу отнесена его машина.
- Если кто-то будет не согласен с присвоенным ему классом, то этот спорный вопрос будет решаться в частном порядке, - отметил Михаил Черников.
Он также рассказал, что выявлять нарушителей, въехавших под соответсвующий знак или в соответсвующую зону будут автоматические комплексы фотовидеофиксации нарушений. По его словам, вручную администрировать это нарушение бесполезно. Как сейчас камеры через базу данных получают сведения о владельцах автомобилей по зафиксированному номеру, так же они будут получать данные об экологическом классе автомобиля, проехавшего под ними.
Судам добавится работы
Однако и тут есть свои тонкости. Почему до сих пор не работают камеры, которые должны выявлять незастрахованные по ОСАГО автомобили? Потому что для этого необходимо проверять все проехавшие под камерами автомобили. А это практически невозможно. Страховщики нашли выход. Но для проверки экологического класса он вряд ли подойдет.
Остается вопрос, что делать тем, у кого машины изначально класса "Евро 0"? Например, пенсионеру, владеющему "Жигулями" пятой модели, да который еще и проживает в районе, ограниченном для въезда автомобилей класса ниже "Евро 2"? Избавляться от машины и оставаться без средства передвижения? Или регулярно платить штрафы?
Конечно, можно придумать специальные реестры для проживающих в этих районах людей. Но введение любого рода исключений всегда чревато ростом коррупции. Ведь тогда у пенсионеров, проживающих в таких ограниченных зонах, появятся неожиданно спортивные и раритетные суперкары, которые "Евро 2" не соответствуют, зато красивые, быстрые, мощные и дорогие.
По мнению юристов, введение таких зон вызовет массу судебных разбирательств. Но начнутся они только после того, как тех, кто проживает в этих зонах, начнут штрафовать.
Правила дорожного движения предполагают исключения для военных, пожарных, "скорых", а также машин аварийной газовой службы. Однако исключений для техники ЖКХ в них не предусмотрено. Отсюда возникает вопрос: кто будет убирать территории с ограничением въезда "Евро 4"? Мусоровозов такого класса явно недостаточно.
Избавились от хлама
Понятно, что все это делается не только для сохранения экологии. Но в том числе и для обновления автопарка. Автопарк стремительно стареет. Это вредит не только экологии, но и людям - увеличивается количество аварий по причине неисправности автомобилей. С этим давно и долго боролись в Европе. В большинстве стран были реализованы целые государственные программы, направленные на обновление автопарка. Но нигде не начинали с таких резких мер. Они принимались уже на последнем этапе.
На первом делалась невыгодной эксплуатация машин низких экологических классов. Применялось акцизное регулирование - чем выше качество топлива, тем ниже акциз на него. То есть потребителю оно обходилось дешевле. У нас же все наоборот.
Принимались программы по утилизации автомобилей. Утилизация была и остается платной, но стоит значительно дешевле. К тому же предоставляются налоговые скидки, если предыдущий автомобиль собственник утилизировал.
Кстати, и транспортный налог исчисляется с учетом экологического класса автомобиля. Именно такая политика европейских стран привела к массовой продаже подержанных машин. В результате чего они хлынули в Россию. Европа освободила свою территорию от старых машин, и после этого стала жестко ограничивать въезд по экологическим классам на ту или иную территорию.
Да, сейчас у нас стоит ограничение на ввоз автомобилей не ниже "Евро 5". Но действует оно лишь с 2016 года. Так что количество старых машин просто огромно. У нас не работают программы утилизации автомобилей. Они работали, но недолго. У нас поощряется производство дешевого топлива. Конечно, все эти меры не предполагают вывода старых автомобилей с рынка. Поэтому вводить при таком антураже запрет на въезд в те или иные зоны по экологическому классу рановато. Получается искусственное разделение людей на тех, кто имеет возможность обновить автомобиль, и на тех, кто должен остаться без средства передвижения.