Мединский рассказал о борьбе с пиратством, кинокомиссиях и национальном кино

В преддверии Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, который состоится уже в эту пятницу, министр культуры Владимир Мединский собрал пресс-конференцию, где озвучил новые законодательные инициативы своего ведомства в сфере кино.
Владимир Гердо/ТАСС

Стоит отметить, что это уже третья встреча министра со СМИ, посвященная кинематографу, за последнее время. На первой подводились итоги года, и она была посвящена успехам российского кино. На второй Владимир Мединский обсуждал с экспертами, как развивать отрасль дальше. Обо всем этом подробно писала "РГ".

И вот третья встреча. И такую частоту можно понять и пояснить. Сошлемся на слова двух продюсеров-мейджоров, руководителей Ассоциации продюсеров кино и телевидения, которые присутствовали на третьей пресс-конференции. Сергей Сельянов, перефразировав известное выражение, сказал, что сегодня тот, кто владеет контентом, владеет всем. Джаник Файзиев напомнил, что в советские времена кинематографическая отрасль была второй по доходности в стране.

Действительно, революция в мире кино и контента происходит ошеломляющими темпами - интернет отвоевывает пространство и у телевидения, и у реальных кинотеатров, и, если ничего не предпринимать, можно потерять влияние и деньги. Вот почему две из четырех законодательных инициатив Министерства касаются конкретно интернета и новых технологий.

Речь, во-первых, о борьбе с пиратством. Министр озвучил цифры: ежегодный ущерб от пиратской деятельности составляет от 40 до 70 миллиардов рублей. Число запросов пиратского контента в поисковых системах составляет 10 млрд в год. Вопрос о устранении нелегального контента встает не впервые. На этот раз  для совершенствования антипиратского законодательства предлагается принять следующие меры: ввести перечень информации, которую владелец сайта обязан сообщать о себе; сократить сроки принятия судебного решения по нарушителям; обязать поисковые системы удалять ссылки на пиратские сайты по требованию правообладателя и позволить правообладателю обращаться с заявлением об удалении незаконного контента к провайдеру.

При этом Владимир Мединский напомнил, что в феврале этого года Минкультуры России внесло на обсуждение правительства проект изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", поправки, которые призваны повысить эффективность борьбы с распространением нелегального контента.

Следующий пункт, на который обратили внимание министр и продюсеры, это хранение копий картин в Госфильмофонде. В связи с этим внесены изменения в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов". Что важно здесь: требования к виду носителя и формату записи устанавливаются в Министерстве культуры; прокатное удостоверение выдается вне зависимости от того, передана ли копия фильма в Госфильмофонд. При этом срок сдачи фильмов в Госфильмофонд - не более трех месяцев с с момента даты выдачи прокатного удостоверения.

Третья инициатива, с которой выступает Министерство культуры, также не нова, но крайне эффективна. Речь о создании в столице и регионах кинокомиссий. В результате кинопроизводители получат материальную поддержку за съемки в том или ином регионе. Есть две формы такой поддержки: средства выдаются с механизмом возврата (рибейтом) или без него. Пример действия первой схемы - кинокомиссия Калининградской области, где возвращаются 20 процентов от потраченных в регионе на съемки средств. До 30 процентов объема средств возвращает Ульяновская область. И также компенсация до 20 процентов возможна в Вологодской, Новгородской и Иркутской областях. Речь не идет о возврате средств, если съемки проводятся в Москве, Астраханской и Тульской областях. Тут содействуют в организации и согласовании съемок, выборе локаций, рекомендую местные продакшн-компании. Также работают кинокомиссии в республиках Крым, Карелии, Татарстане и Башкортостане. Там осуществлена организация и сопровождение съемок, открываются киношколы и производственные классы для обучения основным киноспециальностям.

И еще одно важное нововведение - Минкультуры России предлагает пересмотреть критерии определения национального фильма и подробно обсудить этот вопрос с представителями отрасли.

"Сейчас критерии определения, какой фильм можно признавать национальным, достаточно жёсткие, они включают в себя очень много ограничений. Слышим от кинопроизводителей о необходимости либерализировать эти правила, то есть отдать приоритет не финансовой, а творческой составляющей. Министерство предлагает этот вопрос вынести на обсуждение с кинооотраслью и детально проработать", - отметил министр, добавив, что категория национального фильма предоставляет доступ к существенным льготам, в том числе налоговым.

В качестве примера он привел ситуацию, когда картина снимается в России российскими режиссерами и с участием отечественных актёрами, но более 50 процентов финансирования - китайское.

"Это чей фильм? По сегодняшним правилам - китайский Это неправильно", - заключил глава Минкультуры России.

Чтобы сосредоточиться на основных вопросах встречи, Министерство культуры заранее обезопасило себя в отношении тех важных вопросов, которые могли бы быть заданы на пресс-конференции, и они не заставили себя ждать. Первый касается ситуации в российском прокате. В частности, крайней точкой, вызвавшей письма представителей индустрии стал прецедент с прокатом мультфильмов "Гурвинек: Волшебная страна" и "Королевский корги".

Накануне пресс-конференции глава департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова выступила с открытым письмом (всю коллизию и документы можно прочитать на сайте "РГ"), и министр не стал отвечать на вопросы по этому поводу, отметил только, что ничего в прокатной политике министерства не изменится.

Второй вопрос - о прокатном удостоверении фильму "Курск". Владимир Мединский пообещал прокомментировать его отдельно и позднее. Скорее всего, комментарий последует уже после проведения Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии.

Обозреватель "РГ" задала вопрос об изменении системы продвижения отечественного кино за рубежом, тем более, что Сергей Сельянов сам ее затронул в своем выступлении. Глава АПКиТ отметил, что к кинематографу нашей страны проявляется повышенный интерес. и это касается не только артхаусного кино, как раньше, но и зрительского.

"Кино, которое существует в мире, во многом создано советскими и российскими режиссерами, - напомнил Сельянов. - Еще лет пять назад российское зрительское кино на международных рынках не присутствовало вообще. Авторское - да. Сейчас лучшие зрительское фильмы - порядка 20 штук - продаются в десятки стран".

"У нас есть понимание инструментария, которое нам нужно для дальнейшего успеха в этом направлении", - подчеркнул продюсер. Интереса к проблеме прибавил и тот факт, что практически одновременно с пресс-конференцией министра проходил брифинг, на котором обсуждались итоги работы "Роскино".

Интереса к проблеме прибавил и тот факт, что практически одновременно с пресс-конференцией министра проходил брифинг, на котором обсуждались итоги работы "Роскино" на иностранных рынках и фестивалях.

"Министерство культуры отчасти субсидирует процесс продвижения российского кино за рубежом, - ответил Владимир Мединской на вопрос "РГ". - В качестве исполнителей этой работы выступают разные организации в том числе и Роскино. На совещании с лидерами компаний-мэйджоров, которое состоялось около месяца назад в Министерстве культуры, от ряда мэйджоров прозвучали справедливые замечания по части недостаточной эффективности работы некоторых механизмов по поддержке российского кино за рубежом. Мое предложение было следующим: чтобы к этому вопросу о распределении средств Минкультуры, либо Фондом кино (а я в данном случае выступаю сторонником того, чтобы все средства распределял Фонд кино - не чиновники) были привлечены сами экспортеры кинопродукции. В первую очередь - кинокомпании. Чтобы была создана комиссия, в которой участвовал один чиновник, а все остальные были представители кинобизнеса. Чтобы она на конкурсном основании, в соответствие с законодательством, принимала решение о том, каким образом государственные средства эффективнее станут работать. Будут ли это старые механизмы, новые, дифференцированные - не суть. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы каждая копейка госсубсидий приносила максимальный эффект. Тем более, что мы стали производить такой качественный кинопродукт. который эффективно за рубежом покупается. Деньги на промо должны также расходоваться предельно эффективно. Это будет открытая процедура и решение будет за отраслью".