14.03.2019 19:30
    Поделиться

    "Пиковая дама: Зазеркалье": можно ведь выдумать малюсенький смысл

    В 2015 году режиссёр Святослав Подгаевский снял фильм "Пиковая дама: Чёрный обряд", похожий почти на все серенькие американские ужастики сразу. Так себе комплимент, конечно, но тогда это смотрелось едва ли не как достижение для отечественной хоррор-индустрии: на смену несмотрибельному трэшу пришла относительно убедительная имитация, пусть и не самой выдающейся изначально продукции. Какой-никакой, а прогресс.
    kinopoisk.ru

    После этого Подгаевский выпустил ещё "Невесту" и "Русалку", на подходе - "Яга". Нетрудно заметить, что все вышеперечисленные фильмы, включая "Пиковую даму", объединяет претензия на национальный колорит (и мизогиния). Правда, пока получается не очень - всё заслоняют слишком уж явно торчащие отовсюду пластиковые уши студии Blumhouse.

    Само "почвенническое" направление мысли для жанра, безусловно, перспективно и продуктивно - и "Гоголь" не даст соврать, и вообще самобытные этнохорроры всё чаще радуют. Только "Пиковую даму" с "сёстрами" в них не запишешь. Потому что это не этнохорроры вовсе, а такие печальные мутанты, тщащиеся изобразить русскость американскими творческими методами, русскими же предварительно старательно скопированными. Шаркают они кривенькими конечностями, мычат что-то нечленораздельное и произвольно кидаются скримерами. Плачут и говорят своему создателю: "Что с нами сделал ты?".

    Теперь вот у одного из них появился сиквел. Называется "Пиковая дама: Зазеркалье". Снимал его уже не Подгаевский, а Александр Домогаров-младший, тот самый, который делал короткометражку по Стивену Кингу.

    Замена режиссёра дебютантом даром для этой, так сказать, вселенной не прошла: из комичного чудища, в котором проглядывались какие-то национальные черты, она обратилась в абсолютный симулякр без рода и племени.

    От русских народных страшилок тут осталась только, собственно, фигура Пиковой дамы, которую ещё в первом фильме одарили биографией сумасшедшей помещицы. И если "Чёрный обряд" мог похвастаться - и имел на то все основания - удачным сеттингом и мрачными пейзажами родных спальных районов, то события "Зазеркалья" происходят в неком элитном интернате, представляющим собой помесь Хогвартса (тут даже есть свой Добби) с усреднённым зловещим особняком из классических фильмов ужасов.

    Судя по всему, предполагается, что школа, где Пиковая дама терроризирует легкомысленных детишек, находится где-то в центральной России, хотя ни само здание, ни то, что его окружает, на такие мысли отнюдь не наводят. Ну не хотят наши хоррормейкеры мириться с тем, что американскую и европейскую готику нельзя просто так взять и прилепить к российской действительности и потом делать вид, что так и было. Не хотят потому, что это помешает спокойному использованию основного художественного приёма, который они продолжают активно осваивать. Приём этот называется "подражание". И без него наши хоррормейкеры останутся безоружными и не смогут больше выращивать свои "цветки дьявола" - не самим же что-то придумывать, в самом деле.

    С первых кадров "Зазеркалье" мимикрирует под заокеанские образцы. Порой даже небезуспешно - да только что в этом хорошего? Что ещё печальнее, касается это не только слизанных картинки и звука, но и сценария, который в своей клишированности, бестолковости и бредовости даст фору и первой части, и всем "Астралам" с "Заклятиями" вместе взятым. Тут вам и ритуальные детоубийства, и страшная кукла (Чаки умер бы со смеху), и одержимый демоном мальчик, который рисует тётеньку в чёрном, и неприветливая директорша, явно как-то связанная со страшными секретами школы (на самом деле нет), и скрипучие лестницы, и кладбище поблизости, и преодоление семейных распрей, и поверхностные размышления о смерти, и история про народную расправу, и месть призрака, и, конечно, тупые подростки. Очень тупые подростки. Очень тупые и очень схематичные.

    Каждый имеет ровно по одной заметной особенности. Одна девочка не любит младшего брата, считая его обузой. Вторая ведет себя вызывающе и хочет залезть в штаны молодому учителю. Третья - просто жирная и всё время жрёт. Есть ещё два мальчика. Один - нахальный и хулиганистый лоботряс, второй - тихий и затюканный "ботаник". Только не поседейте от сопереживания этим ярким и неординарным личностям.

    Беспечные тинейджеры загадывают желания Пиковой даме и вскоре, ясное дело, горько об этом жалеют. Обычно в фильмах подобного рода это происходит в соответствии с какой-то дьявольской логикой - за сделку с тёмными силами герои расплачиваются, получая сполна по грехам и порокам своим.

    Но не такова наша Пиковая дама. То есть сначала она, как и положено, хитрит, коварно извращая желания жертв. Например, мечтающей справиться с обжорством несчастной начинают мерещиться в тарелке всякие твари, так что она вообще не может есть. Но потом - видимо, когда безразмерной команде сценаристов, состоящей по большей части из никому не известных людей, надоело что-то там выдумывать, - злодейка совсем перестаёт париться насчёт игры по собственным правилам. "Романтики захотелось? А как насчёт жуткого зомби-доппельгангера, который тебя закусает до смерти?". Как-то так.

    Венчает эту кашу из нелепицы и штампов достойный её финальный твист. "Неожиданный" примерно настолько же, насколько и появление очередного скверного отечественного хоррора. Ждать чего-то иного пока, к сожалению, не приходится. Разве что надеяться - на какое-нибудь исключение. "Пиковые дамы" - обе - к ним точно не относятся.

    1.5

    Поделиться