Какие страны готовы выпустить беспилотные машины на дороги

По прогнозам экспертов, через 10-15 лет беспилотные машины станут полноправными участниками дорожного движения. Но все ли страны готовы к этому? Кто будет отвечать за аварию, спровоцированную роботом? Не окажется ли беспилотник легкой добычей для хакеров? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники Международного форума автомобилестроения TIAF 2019 в Казани.
iStock

Дискуссию уже в самом начале "подогрели" данные исследования компании KPMG. Она проанализировала, насколько страны готовы к внедрению беспилотных транспортных средств (БПТС). В первую пятерку вошли Нидерланды, Сингапур, Норвегия, США и Швеция. Россия же заняла 22-е место из 25 возможных. Впрочем, участники рабочей группы НТИ "Автонет" уверены, что рейтинг не отображает реальной картины. Например, в нем не учтена "дорожная карта" по развитию БПТС в стране, принятая правительством РФ.

О практической вовлеченности России в процесс говорит и тот факт, что в стране действуют две тестовые зоны для беспилотного такси "Яндекс": в Сколково и Иннополисе под Казанью. Проект там запустили в августе 2018 года. "На сегодня осуществлено более 2 тысяч поездок, - рассказывает мэр Иннополиса Руслан Шагалеев. - Машина двигается по дорогам общего пользования, пересекает пять наземных пешеходных переходов, в жилом квартале идет по краю зоны, где абсолютный паритет у пешеходов и велосипедистов. И за все время не было ни одного ДТП и даже близкого к аварии случая. На правом переднем кресле сидит оператор - у него в руках кнопка. В случае нештатной ситуации он может остановить автомобиль. Конечно, как полноценный сервис это сложно рассматривать - все-таки город небольшой. Но это очень хороший опыт".

А вот гендиректор компании "РГРАВТО" Роман Ферштер полагает, что российский БПТС далеко не уедет. Путь от научного проекта до индустрии долгий и сложный. А российские ученые застряли на стадии разработки радаров, лидаров, видеокамер. Хотя есть давно зарекомендовавшие себя зарубежные системы.

Эксперт проводит здесь аналогию с курсами вождения. Только два-три урока уходит на то, чтобы освоить управление автомобилем. Все остальное время вплоть до экзамена учимся, как вливаться в движение. Это главное. "Движение на дороге - это постоянный диалог между автомобилистами. И нам важно, чтобы беспилотный автомобиль мог поддерживать такой диалог, общаться на одном языке с другими участниками движения. Нужно запрограммировать его таким образом, чтобы он был вертким, как человек, и безопасным, как компьютер", - считает Ферштер.

Есть проблемы и другого рода. Партнер юридической компании "Байтен Буркхардт" Александр Безбородов подчеркивает: пока не будет принят техрегламент, определяющий, что же такое БПТС, насколько оно безопасно, о его выходе на рынок не может быть и речи.

Беспилотный автомобиль должен уметь общаться на одном языке с другими участниками движения

Показательно, что когда в 2018 году в Калифорнии разрабатывались правила эксплуатации для БПТС, много споров было связано с его классификацией этого товара. Долго думали, куда его отнести, и решили, что самое близкое - это робот, который помогает делать врачам операции: он тоже взаимодействует с человеком, и его тоже до конца невозможно контролировать.

Отсюда вытекает огромное количество вопросов. Какой документ необходим для пользования БПТС? Ведь водитель здесь, по сути, превращается в пассажира! Кого наказывать в случае нарушения ПДД и совершения ДТП? Например, в Германии решили, что гражданскую и административную ответственность несут владельцы "бесшоферника". А с уголовной вопрос остается открытым.

Роман Ферштер считает, что все страны, заинтересованные во внедрении БПТС, должны договориться о едином стандарте "на берегу". Для этого компания Mobileye разработала документ - Responsibility-Sensitive Safety (RSS). В нем учтены вероятные сценарии ДТП с участием беспилотника и прописаны нормы ответственности. Документ прошел уже 8 адаптаций, и российские автопроизводители и эксперты тоже могут принять участие в его совершенствовании.

Впрочем, аварии по вине БПТС будут крайне редкими, уверены эксперты. И по мере их распространения будут сведены к минимуму. Однако БПТС таят в себе иные угрозы. Технический архитектор IBM в России и СНГ Александр Осинский обратил внимание, что большое количество каналов связи у авто делает его мишенью для хакеров. Яркий пример: китайские "умельцы" полностью подчинили себе автомобиль Tesla, причем от машины они находились на расстоянии 20 километров. Но есть и положительный момент - беспилотники создадут новые рабочие места. А это отчасти компенсирует кратное снижение штатов профессиональных водителей.