19.03.2019 18:00
    Поделиться

    Нужны ли в старших классах уроки по религиозной культуре и светской этике

    Надо ли преподавать "Основы религиозных культур и светской этики", уроки которых вот уже 7 лет проходят в российских школах, не только в четвертом, но и в 9-10 классах? Эксперты министерства просвещения и представители традиционных религий России просчитывают достоинства и недостатки этого.
    iStock

    За 7 лет так и не сменилось полярное отношение к нему. Тут и скепсис - "преподаем, лишь бы дыру заткнуть", и восторг - "это настоящая инновация - единственный предмет в школе, который можно выбрать". При этом более 40 процентов все-таки выбирают светскую этику. Религиозные организации открыто говорят, что выбор происходит под давлением директоров школ. Преподавать один предмет менее хлопотно, чем 6 разных, пойди найди учителей и хорошие учебники, которые пока еще в дефиците.

    По словам заместителя директора департамента государственной политики в сфере общего образования Сергея Пилипенко, с выбором предмета пока, действительно, не все ладно: родители проявляют конформизм, хотят выбрать для своего ребенка один модуль, а выбирают другой, идя за большинством. Он призвал этот конформизм преодолевать. Пока родители колеблются, вузы продолжают активно готовить учителей к преподаванию "Основ...". В Московском педагогическом государственном университете, по словам ее ректора Алексея Лубкова, программы этого предмета были разработаны еще 30 лет назад. Но преподавать его учат... будущих учителей истории, литературы, изобразительного искусства и музыки. Немудрено, что представители религиозных организаций иногда дивятся услышанному на уроках. По словам председателя отдела религиозного образования Московской городской епархии иеромонаха Онисима (Бамблевского), хорошую возможность для общественной аккредитации такого преподавания сегодня дает Московская электронная школа, где показывают видео уроков и знающие люди могут подсказать ошибки.

    Более 40 процентов родителей пока выбирают светскую этику

    Сами учителя по-прежнему делятся на пессимистов и оптимистов. "Пессимисты видят в уроках либо наступление клерикализма, либо слишком раннее включение морального воспитания, а слабый "знаниевый компонент" курса заставляет их думать, что предмет неэффективен и мало на что влияет, - поясняет ученый секретарь Российского сообщества преподавателей религиоведения Павел Костылев. - Оптимисты, наоборот, считают, что это прекрасный курс, помогающий ребенку сориентироваться в ситуации морального выбора и влияющий на нравственность в обществе". Но, несмотря на полярные мнения, к предмету в российских школах привыкли, и встает вопрос о его преподавании в 9-м и 10-м классах. Запускаются пилотные проекты преподавания в школах уроков Основ духовно-нравственной культуры народов России. Уроки "Основ..." неплохой способ вернуть воспитание в школу. Но сделать это непросто. Настоящая учеба предполагает оценки. Многие уверены, что предмет станут воспринимать серьезно, только если за него начнут ставить отметки. Но что будет оцениваться "пятеркой" или "тройкой" за духовно-нравственную культуру - знание или поведение

    Поделиться