Объемы продаж малотоннажных авто почти не выросли в прошлом году
Разумеется, после позапрошлогоднего рывка в 17 процентов эксперты ожидали от сегмента LCV большего, однако и сейчас, и тогда рынок и близко не подкрался к уровню 2012 года, когда в России, напомним, было реализовано 174 тысячи малотоннажников.
С другой стороны, продажи LCV, как, впрочем, и техники других весовых категорий, тесно связаны с общей экономической ситуацией в стране вообще. И если кривая экономических показателей превратилась в прямую, расположенную параллельно абсциссе, рынок легких грузовичков также избежит заметного роста. В 2017 году ему просто повезло: сказался отложенный спрос - читай провал - предыдущих лет.
"Динамика сегмента LCV во многом зависит от состояния рынка и ожиданий клиентов, - говорит гендиректор Mercedes-Benz Vans в России Томас Гансер, - мы наблюдаем ситуацию, когда даже крупные корпоративные клиенты планируют только на краткосрочный период, что выражается в сдержанной динамике. Планирование на более долгий период в первую очередь требует стабильности, идет ли речь о валюте, политической и экономической ситуации, сегменте рынка, в котором работает компания, или программе поддержки. Это ключевые факторы, которые затрагивают каждого игрока рынка и влияют на его поведение".
При этом нельзя забывать, что основные "потребители" LCV - малый бизнес и индивидуальные предприниматели. Согласно данным минэкономразвития, финансирование программ поддержки МСП снижается с 2014 года (с 21,6 до 3,8 миллиарда рублей в 2019-м), а перевозки эксперты считают одним из неблагоприятных видов бизнеса - по крайней мере, в России.
Если рассматривать рынок LCV детально, то по типу кузова, свидетельствует статистика агентства "Автостат", у нас на первом месте фургоны, в том числе цельнометаллические. "Но если в прошлом году этот подсегмент вырос на 30 процентов, то в этом снизился на один процент, - говорит ведущий эксперт "Автостата" Виктор Пушкарев. - По остальным видим легкий рост LCV на базе легковых (плюс 9 процентов), провал бортовых (минус 5 процентов). Это говорит о том, что рынку больше не надо. Было куплено ровно столько, сколько нужно для замены совсем уж устаревшей техники".
Структура покупателей, продолжает Пушкарев, сложилась довольно стабильная. 35 процентов - это физлица, закупающие новую технику. На рынке авто с пробегом их доля уже 86 процентов. То есть рынок новых авто интересен компаниям, а подержанных - физлицам. Если рассматривать по годам структуру регистраций новых и "бэушных" машин, то на рынке доля техники 4-7 лет снизилась на 4 процента. "То есть парк стареет, обновление откладывается, - делает выводы эксперт "Автостата", - люди рассматривают все варианты экономии и не бегут покупать новый автомобиль. У них вариант - либо продолжать эксплуатировать своего "пенсионера", либо пойти на рынок авто с пробегом и там найти что-то подходящее".
По данным PwC, среди лидеров 2018-го по темпу прироста продаж находятся Peugeot (+45 процентов), Ford (+31), Citroen (+25). Российские бренды GAZ, UAZ и Lada потеряли 3 процентных пункта по сравнению с 2017 годом и заняли в совокупности 69 процентов рынка новых LCV. Наибольший прирост продаж среди них показал бренд Lada (+5 процентов). Согласно прогнозу PwC, в нынешнем году рост продаж в сегменте составит 1 процент.
Продажи LCV-техники бренда ГАЗ подросли в прошлом году менее чем на три процента, но при этом марка держит практически половину рынка: 49 тысяч единиц из 112 тысяч. В 2018 году в сегменте LCV ГАЗ вывел на рынок новую модель увеличенной грузоподъемности "ГАЗель NEXT" 4,6 тонны. На ее базе планируется создание широкой линейки специальной техники для муниципальных и дорожных служб, различных сфер бизнеса и сельского хозяйства, сообщили "РГ" в группе ГАЗ. Для экспортных рынков ГАЗ представил "ГАЗель NEXT" экологического стандарта Евро-6 с новой шестиступенчатой коробкой передач.
В 2019 году Горьковский автозавод планирует начать производство и продажи новых версий популярных коммерческих автомобилей: Это фургоны и микроавтобусы "ГАЗель NEXT" полной массой 4,6 тонны со сверхдлинной базой. Увеличение длины кузова позволит увеличить объем грузового фургона до 15,5 куба, а пассажировместимость микроавтобусов - до 22 человек. На автомобиль будет устанавливаться задний мост типа "спайсер" и тормозная система с дисковыми тормозными механизмами на всех колесах и АБС. Также начнется производство "ГАЗель NEXT CNG" с модернизированным двигателем EvoTech 3.0.