За что могли убить бизнесмена, державшего в страхе поселок в Югре

Появились новые подробности в деле бизнесмена-рабовладельца, державшего в страхе целый поселок в Югре.
Пресс-служба СУ СК России по ХМАО-Югре

Напомним, в глухом таежном поселке Ванзевате 24 февраля было найдено тело местного предпринимателя с огнестрельным ранением. Как сообщили в СК региона, по подозрению в убийстве был задержан 35-летний житель Вологодской области, работавший на принадлежавшей убитому лесной базе.

По версии следствия, на этой таежной заимке жили и работали несколько мужчин. 31 января между двумя работниками произошел конфликт. В результате один убил другого, а тело расчленил, сжег и спрятал. Сегодня два дела СК объединил в одно: по версии следствия, и работника, и бизнесмена убил один и тот же человек. Как сообщили в Следственном комитете, из показаний обвиняемого следует, что когда предприниматель узнал об убийстве, он стал его шантажировать - требовал устранить всех свидетелей преступления. В ответ на угрозы обвиняемый выстрелил в бизнесмена из ружья…

"Российская газета" провела по этому делу собственное расследование.

Барина убили

Ванзеват - поселок небольшой, в нем от силы 240 жителей. В основном аборигены, - ханты и манси. Стоит на берегу полноводной Оби, в окружении таежного кедровника. Зимой из занесенного снегом Ванзевата выбраться можно только вертолетом: 66 километров до райцентра и 380 до столицы округа Ханты-Мансийска.

Диплов (здесь и далее, до завершения следствия фамилия изменена - ред.) - местный бизнесмен, 61 года от роду. Он появился в этих краях шесть лет назад. Сам родом из Березово, соседнего района. Местные жители говорят, скрывался сначала от банковских долгов, колесил по стране, потом после жестких разборок - от каких-то бандитов. Группировки не поделили что-то, и Диплову "настоятельно рекомендовали": дальше Ванзевата не соваться. В итоге там он и схоронился.

Когда Диплова убили, у берега остались стоять три принадлежавших ему катера, на борту самого большого и сейчас красуется надпись "Барин". В поселке говорят, он и вправду вел себя, как барин. Устроил себе в этих краях настоящую вотчину, и творил в ней, что хотел. Поначалу пытался втираться в доверие к местным жителям, за спирт скупал у доверчивых хантов выловленную рыбу и перепродавал. Но чуть что не по нему, угрожал оружием, в разговоре тут же переходил на бандитский жаргон, жестко унижал. Поэтому дружба с местными у Диплова скоро закончилась. Люди сначала стали его сторониться, а потом и откровенно бояться.

Оно и было из-за чего. После смерти в доме убитого, в снегу и различных тайниках следователи нашли восемь единиц оружия, пять из них неучтенные, в арсенале был даже автомат Калашникова и 2 500 боеприпасов к ружью.

Через какое-то время в Ванзевате стали появляться странные люди. Большинство из них бомжеватого вида, - мужики, которых жизнь явно покидала по свету. Кого-то Диплов заманивал большой северной зарплатой, богатой охотой и рыбалкой, кого-то через сидельцев-знакомых. Кого-то приглашал, по-современному - через соцсети, расписывая все прелести работы в таежном краю на свежем воздухе, за хороший оклад. К слову, у многих из тех, кого завербовал по интернету, срабатывала интуиция, когда приезжали, они сразу понимали, что за человек перед ними и первым же рейсом старались улететь обратно. Остальные задерживались. Диплов забирал у них паспорта, ну а дальше мог делать все, что хотел…

Хозяин тайги

Работники жили у хозяина в лесу, на заимках. Некоторые в десятках километров от Ванзевата, в таежных избушках. Валили лес, который бизнесмен продавал, ловили для него рыбу, охотились на лосей. Причем, все это происходило в заказнике, где за каждый спиленный кедр, - уголовная ответственность. С Дипловым в поселковом доме жил только один. Он готовил "барину" еду, мыл, стирал и убирал. Местные жители рассказывают, что у хозяина был диабет, и работник однажды случайно положил в еду лишний сахар. За это "барин" тут же избил его чуть ли не до смерти палкой.

В разное время на бизнесмена работали от четырех до восьми человек. Всего за шесть лет, как рассказывают, сменилось человек 50. За любую провинность Диплов работяг избивал, и изощренно унижал.

Один из местных жителей рассказывал, что как-то в лодку к нему напросился один из "рабов" Диплова, умолял увезти его подальше, спрятать. Рассказывал, что дипловские же работяги, по наущению "барина" грозили его изнасиловать, заставляли есть собственный кал.

Кому-то удавалось сбежать, кому-то ничего не оставалось, как работать на Диплова, а кому-то и бежать было особо некуда. К тому же Диплов одно время щедро заливал все беды работников дармовым спиртом вместо зарплаты. Он разрешал им отовариваться в местном магазине под запись, по отведенному скудному лимиту. В конце месяца приезжал и оплачивал.

Местные жители говорят, что в последние месяцы работникам в довольствии в сельмаге отказали. Диплов буквально морил работяг голодом. Мол, что вам надо,- "мясо бегает в лесу", "рыба плавает в реке". Жестокость по отношению к работникам только усиливалась…

Жестокая развязка

24 февраля наступил финал: Диплова нашли убитым в собственном доме. Преступление раскрыли по горячим следам, меньше чем за двое суток. Убийцей оказался, как сообщает СК Югры, 35-летний работник Диплова.

О том, что беспредел в Ванзевате творился в течение нескольких лет красноречиво говорит более чем двухчасовая аудиозапись схода жителей Ванзевата, имеющаяся в распоряжении редакции. Сход прошел еще два года назад, весной 2017 года. На него собрались 62 жителя Ванзевата, приехали работники прокуратуры, полиции, руководители района и поселка. Кроме того, у нас есть копии многочисленных жалоб жителей Ванзевата, в том числе губернатору Югры, в прокуратуру округа, в региональное полицейское ведомство, уполномоченному по правам человека в Югре. Под документами стоят подписи 43 человек. Это почти каждый пятый житель поселка, даже если считать стариков и детей вместе взятых. Есть и копии ответов силовых структур на обращение жителей.

Что показательно, всю информацию жители предоставили "Российской газете" исключительно на условиях анонимности, потому что и сегодня, даже после того как Диплова уже нет в живых, они боятся говорить открыто о том, что происходило в Ванзевате все эти годы.

Село в оккупации

Однажды силовики все же отреагировали на происходящее в Ванзевате. Два года назад, в феврале 2017 года, в поселок на снегоходах нагрянул ОМОН. Задержали Диплова, с понятыми провели опись найденного у него оружия. Впрочем, как вскоре выяснилось, на все стволы разрешение у Диплова есть. Да и вообще силовики интересовались не Дипловым, а человеком, который находился в розыске, и по предположениям мог скрываться в Ванзевате. К самому Диплову претензий нет. Доказать, что он кого-то держит в неволе, тоже не удалось.

Между тем жители поселка во время сельского схода и в коллективной жалобе властям в голос перечисляют целый ряд фактов, которые при глубоком разбирательстве, могли бы потянуть не на одно уголовное дело. Так, работники по указаниям Диплова, спилили 80 кедров в заказнике. Постоянно устраивали охоту на лосей и соболей в тех местах, где и близко охотиться не разрешено. Диплов и несколько его подельников разъезжали с карабинами по поселку. Угрожали даже детям, игравшим возле школы. То ли мяч в них случайно попал, то ли еще что, но обещали "расстрелять мяч из карабина".

Этот самый карабин могли подставить в лоб любому, кто осмеливался хоть что-то вякнуть против Диплова и его друзей. На все звонки и заявления в полицию жителям отвечали, ну, мол, не убили же никого.

На счет не убили, большой вопрос. После конфликта с Дипловым бесследно исчез предприниматель из соседнего поселка. Приехал в Ванзеват за хлебом , сел в лодку, и домой не вернулся. Места там глухие, пойди найди... Жители говорят, что просто так он утонуть не мог. Как утверждают в Ванзевате, Диплову и его компании все сходило с рук именно благодаря его связям с местной полицией. Приедут, отдохнут, выпьют за счет Диплова, и домой уезжают. Как написали жители в жалобе властям " все решалось за кусок мяса и за бутылку водки".

Одной из болевых точек в конфликте местных жителей и компании Диплова стал конфликт с местной ребятней. Мальчишки разбили на катере "барина" стекла, украли магнитолу и бинокль. Диплов немедля подал на родителей в суд, в результате им предъявили 800 тысяч рублей ущерба. При этом полицейские приехали опрашивать подростков в нетрезвом виде. Вели допрос без родителей.

Однажды пьяная компания Диплова устроила стрельбу неподалеку от того места, где местные женщины с детьми собирали кедровые орехи. Едва успели убежать. Чудом никто не пострадал. Все эти факты во время сельского схода были озвучены чуть ли не со слезами на глазах и с ужасом в голосе.

Впрочем, в перечне ответов полицейского ведомства на жалобу жителей Ванзевата, практически каждый пункт сопровождается формулировкой: проверка фактов не выявила, в возбуждении уголовного дела отказать.

А зачинщик кто?

Разбирательство по жалобе вылилось в допрос каждого из 43 человек, который подписал жалобу. Ты подписал? Зачем подписал? Кто писал, и был зачинщиком? Стоит ли удивляться, что жители до сих пор пребывают в страхе, понимая, что бороться бесполезно, что Диплов хоть и умер, но дело его живет. Будешь жаловаться - тебе же хуже будет.

Если кто и сделал во всем округе хотя бы попытку вступиться за жителей Ванзевата, разобраться, удерживал ли Диплов незаконно работников, это наши коллеги из небольшого информационного агентства "ЮграПРО". Журналисты с самого начала прямо и открыто писали обо всем, что происходило в поселке. При этом "Барин" не побоялся позвонить главному редактору Евгению Лебедько и, изъясняясь исключительно на уголовном жаргоне, угрожал искалечить его, если тот не прекратит свою писанину.

Сегодня эта запись хранится у главного редактора "ЮграПРО", но вряд ли кого-то из правоохранителей она теперь интересует, разве что как темная память о самом Диплове.

"Российская газета" направила запрос в прокуратуру региона, в правительство Югры, с двумя простыми вопросами, поступало ли к ним обращение жителей Ванзевата, и что было сделано для того, чтобы навести в поселке порядок.

В правительстве региона сообщили буквально следующее: "В 2017 году губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, первым заместителям губернатора автономного округа, заместителям губернатора автономного округа, в правительство автономного округа, в аппарат губернатора автономного округа обращения граждан по вопросу, изложенному в журналистском запросе, не поступали" . После того, как "РГ" выслала в ведомство точную копию обращения жителей Ванзевата, обещали поискать еще. Из прокуратуры сообщили, что в ответ на жалобу "была проведена встреча с жителями поселка"  (то есть по сути тот самый сельский сход, о котором говорилось выше). Дальше этого прокурорские не копнули.

Теперь уже абсолютно ясно, что вся эта кровавая история в маленьком поселке на краю света, никогда бы не произошла, если бы власти вовремя поинтересовались, а что же там происходит. Вникли и помогли бы жителям. А так, всем правил в Ванзевате "Барин"…

Кстати, у коренных жителей - ханты - есть древнее поверье: нельзя строить жилище там, где был пожар. Можно, конечно, не брать во внимание всю эту мистику, но Диплов, прибыв в Ванзеват, построил свой дом ровно на том месте, где когда-то в пожаре погибла местная семья с детьми. А совсем недавно в тайге почти дотла выгорела одна из заимок "Барина". Это был верный знак - быть беде, говорят ханты.