23.03.2019 09:00
    Поделиться

    Стартапы юных удивляют даже видавших виды бизнесменов

    Пресс-служба Дальневосточного федерального университета

    Чипсы из карася

    Еда

    Ученики агропрофилированной школы из села Второй Хомустах Намского улуса Якутии изобрели полезные чипсы из карася. Идея создания принципиально нового продукта родилась в ходе игры "Начинающий фермер". На отработку технологии и улучшение вкусовых качеств чипсов у детей ушел год. Вскоре школа получит товарный знак на свою продукцию.

    Поначалу на чипсы не замахивались.

    - В прошлом году на базе школьного бизнес-инкубатора решили разработать к региональному этапу конкурса "Начинающий фермер" порошковую уху быстрого приготовления из карася. Рыбный порошок получился очень вкусный. Но когда растворили его в кипятке, весь аромат куда-то улетучился. Вот тогда и начали думать, что делать с полученным полуфабрикатом? До конкурса оставались считаные дни, переключиться на что-то другое уже не успевали. И кого-то осенило: порошок - это же готовый продукт! Его надо просто красиво упаковать, - рассказывает руководитель детской команды, учительница рисования и черчения Александра Слепцова.

    Поначалу делали рыбные батончики для быстрого перекуса. Но на следующий конкурс, который прошел несколько дней назад, представили уже настоящие чипсы, которые назвали "Собо-Chips" (собо - по-якутски карась).

    В основу технологии положена все та же уха. В школьной столовой карасей чистят, варят с зеленым лучком, затем рыбу отцеживают, подсушивают в духовке, измельчают в блендере, прессуют и формуют. Готовые чипсы доводят до нужной кондиции в микроволновой печи. Все, можно хрустеть.

    В Якутии добывают чира, нельму, омуля, из которых чипсы были бы вкуснее. Почему взялись именно за карася?

    - А вы на цены посмотрите! Из нельмы только золотые монеты чеканить, - смеется Александра Романовна. - А карася в окрестных озерах много, и это вкусная рыбка.

    Старшеклассники, придумавшие рыбные чипсы, уже окончили школу. В игру вступили другие ребята...

    Кстати

    Бизнес на варенье

    Бизнес-инкубатор средней школы из якутского села Майя отправил в торговые сети первую партию произведенного детьми товара. Это варенье из различных местных ягод. Здесь все по-взрослому. На продукцию имеются необходимые сертификаты, а ее реализацией школьники занимаются по договору со снабженческо-сбытовым кооперативом. Линейку товара собираются расширять.

    Битва роботов

    Знай наших!

    Совместная команда Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН) победила на Открытом чемпионате Азии по подводной робототехнике - Singapore AUV Challenge-2019.

    Конкуренция была серьезная - на конкурс приехали 35 команд из Индии, Индонезии, Японии, Шри-Ланки, Гонконга и Макао, Таиланда, Тайваня, Малайзии, Кении, Турции и России. Но только 16 из них смогли пройти отборочный квалификационный этап и выступить в финале соревнований. На заключительном этапе "битвы роботов" российский аппарат обошел "собратьев", собранных командами из Индонезии, Китая и Индии.

    В Сингапуре дальневосточники представили аппарат, который назвали Pandora. Он готовился специально для чемпионата. Робот умеет выполнять различные функции под водой, в частности, распознавать отдельные предметы при помощи глаз-видеокамер, перевозить грузы, поднимать и сбрасывать их в определенном месте.

    - Это новый аппарат, с новым дизайном, новой электроникой, двигателями... Мы очень переживали за результат из-за того, что аппарат еще "сырой". Но все-таки успели подготовиться, хорошо выполняли задания во время тестовых спусков, - рассказывает о "Пандоре" наставник команды, представитель ИПМТ ДВО РАН, аспирант и преподаватель ДВФУ Максим Спорышев.

    То, что за первое место поборются 3-4 команды, стало ясно уже после тестовых спусков аппаратов под воду. Ни дальневосточники, ни какие-либо другие команды не смогли полностью и без ошибок выполнить всю миссию, во время которой роботы должны были автономно добраться в заданную точку, ориентируясь на акустические маяки. Робот умеет находить под водой такие маяки, с помощью установленных на нем видеокамер распознавать объекты, сбрасывать в воду и поднимать со дна грузики.

    - В итоге мы набрали больше всех очков за выполнение заданий в финале, опередив следовавшую за нами команду всего на 2-3 балла благодаря тому, что наш робот выполнял команды быстрее, - рассказал Максим Спорышев.

    В ДВФУ подводную робототехнику называют одним из приоритетных направлений развития. В этой области вуз обладает международным авторитетом, который подтверждают успешные выступления студентов и аспирантов на престижных соревнованиях. С 2012 года команда ДВФУ ежегодно становится призером в классе автономных роботов на всемирных турнирах RoboSub и азиатских чемпионатах Singapore AUV Challenge.

    Ну что сказать про комара...

    Образование

    "Поморские истории о жизни на Севере" - так называется уникальная настольная игра, которая вот-вот выйдет из типографии в Архангельске. На первый взгляд она ничем не отличается от популярных "настолок": игровое поле, кубик, фишки, карточки... А вот в карточках-то и кроется особинка: это детские рисунки, присланные со всех уголков Поморья. На каждом изображена какая-нибудь примета родного края - северное сияние, беломорский берег, тюлень, клюква, лыжник, космодром и так далее. Даже комару место нашлось.

    Автор игры - психолог и арт-терапевт Валентина Морозова - признается, что не ожидала такого резонанса, когда через соцсети, школы и детсады обратилась к юным художникам с призывом нарисовать Север.

    - Психологи часто используют в работе так называемые метафорические карточки. И я подумала: почему бы не сделать игру на основе ярких и живых детских рисунков? Мы получили больше 1200 работ со всей области, - рассказывает автор.

    Педагоги сетуют, что в эпоху гаджетов детям сложно развивать устную речь. А новая игра не просто знакомит с Русским Севером - она учит о нем рассказывать. Обложкой стала работа семьи Громовых - карта Белого моря с обозначениями на поморской говОре. На игровом поле изображен каменный лабиринт, как на Соловецких островах. На каждом из камней указана какая-нибудь ситуация. К примеру, попадает игрок на "день рождения" и вытаскивает карточку с рыбой треской. Тогда он должен придумать объединяющую их историю или вспомнить реальный случай на эту тему.

    Игра, рассчитанная на возраст от 5 до 99 лет, выпускается на грантовые средства. Тираж пока небольшой. Новинку обязательно получат самые активные школы и детсады. Создатели также планируют устраивать целые турниры по игре, сделанной в Поморье.

    Поделиться