Стимулами роста грузоперевозок в 2019 году могут стать ретейл и АПК
В первом случае экстенсивное развитие розничных сетей и антимонопольная политика способствуют выходу ретейлеров в регионы, что в свою очередь будет поддерживать рост грузоперевозок. А во втором - исполнение "майского" указа президента РФ в части развития экспорта продукций агропромышленного комплекса будет стимулировать продажи грузовых автомобилей.
Согласно предварительным оценкам PwC, продажа грузовых автомобилей в 2019 году в РФ составит 86 тысяч штук, а к 2023 году вырастет до 122 тысяч. Для сравнения, в 2018 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 82,3 тысячи единиц, что на 2,7 процента больше, чем в 2017 году. Всего же по итогам минувшего года производство грузовых автомобилей, включая сегмент среднетоннажных, согласно данным Росстата составило 157 тысяч штук. Это на 3,5 процента ниже позапрошлогоднего показателя. При этом отечественные бренды по итогам 2018-го в совокупности составили 45 процентов рынка, тем самым потеряв более 2 процентных пунктов.
Стоит отметить, что незначительное снижение происходило на фоне переоснащения предприятий. Так, автозавод "Урал" в прошлом году начал производство автомобилей дорожного семейства "Урал Next 6х4". Предприятие "ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС" запустило сборку среднетоннажного грузовика нового поколения Canter TF. На предприятии Scania в Санкт-Петербурге стартовал выпуск техники нового поколения по технологии мелкоузловой сборки. Калининградский "Автотор" освоил производство коммерческих автомобилей Hyundai HD65, HD35 и HD35 Сity по полному циклу. Кроме того, на этом предприятии началась сборка новых моделей грузовых автомобилей Ford Trucks дорожной серии.
Характерной особенностью рынка стало то, что в течение года наблюдалась достаточно сильная волатильность спроса. Как рассказал начальник отдела региональных продаж "Скания-Русь" Александр Бабушкин, в первой половине 2018-го на российском рынке крупнотоннажной техники наблюдался существенный рост. К середине года он почти достиг 50 процентов, что было обусловлено некоторой позитивной динамикой в экономике, традиционно высокой потребностью в грузоперевозках, а также необходимостью в обновлении автопарка транспортных компаний, многие из которых в течение длительного времени откладывали инвестиции в новую технику. Однако во втором полугодии началось снижение позитивной динамики. Причиной тому стал рост производственных издержек у перевозчиков, а в итоге общая динамика за 2018 год по сравнению с 2017-м составила не более 5 процентов.
По мнению эксперта, основной негативной тенденцией по-прежнему является нестабильность на российском рынке из-за проблем глобальной экономики, неустойчивости валютного курса и постоянных изменений нормативного поля, в частности, рост ставки НДС, повышение утилизационного сбора, изменения в системе господдержки и т. п. И подобной нестабильности вряд ли удастся избежать в ближайшей перспективе. Еще одной проблемой в 2018 году стал дефицит комплектующих, которые европейские производители грузовой техники закупают у сторонних поставщиков. Этот дефицит был обусловлен глобальной динамикой мирового рынка. Как следствие, у производителей тяжелой грузовой техники возникали беспрецедентные задержки поставок. Однако к концу 2018 - началу 2019 года ситуация нормализовалась. Также в числе долгосрочных тенденций - ужесточение конкуренции на рынке грузоперевозок и, как следствие, активное стремление компаний к снижению издержек и повышению эффективности. Среди способов реализации таких стремлений, например, внедрение ИТ-решений для контроля эксплуатационных параметров автомобиля и оптимизации маршрутов, в том числе заездов на сервисное обслуживание. Также все больше транспортных компаний хотят приобретать не стандартные модели, а спецификации, в которых учтены их конкретные потребности и будущие условия эксплуатации.
Растет интерес к технике с газовыми двигателями, так как они обеспечивают снижение расходов на топливо до 50 процентов. "Главным направлением развития для производителей является максимально широкий учет запросов транспортных компаний, которым требуются уже не просто машины для грузоперевозок, а эффективные решения собственных транспортных задач для повышения рентабельности бизнеса. Перевозчикам нужен индивидуальный подход, комплекс выгодных сервисов со стороны производителей техники, и мы учитываем это при производстве, продажах, при техобслуживании и ремонте", - отметил Бабушкин.
У производителей и перевозчиков есть общие интересы по снижению затрат на топливо, уверен руководитель технической службы Itella в России Дмитрий Макаревич. А так как ресурс использования КПД у дизелей можно считать выработанным, все активнее начинается поиск технических решений с альтернативными видами топлива. Как, например, сжиженный/сжатый газ, водород и даже электричество. Пока ближайшей альтернативой дизтопливу является сжатый газ, но тут есть проблемы с инфраструктурой. Остаются также вопросы содержания и надежности автотранспорта, ведь перевозчик хочет купить автомобиль для работы, а не для простоев в автосервисе и постоянных поломок в дороге. "Сомневаюсь, что ближайший год будет сопровождаться продолжительным ростом продаж средне- и крупнотоннажных автомобилей. Сейчас рынок перестраивается под текущие изменения условий работы. Это увеличение ставки НДС, рост цен на топливо, отмена льгот транспортного налога для пользователей "Платона" и увеличение с 1 июля его тарифа. Сейчас перед компаниями стоит задача сохранения текущего объема перевозок, а развитие уже отходит на второй план", - констатирует он.
Таким образом, очевидно, что с ростом экономики в стране и в мире будет увеличиваться и потребность в перевозках, и, как следствие, повышаться спрос на новый транспорт. Никакая компания не сможет себе позволить приобрести новый автомобиль, когда услуги по перевозке грузов не востребованы. "Насколько долгосрочны прогнозы, будет зависеть от общей экономической ситуации. Если не будет серьезных колебаний курса валют, а спрос на рынке ретейла не будет стагнировать - в этом случае тенденция восстановления спроса на коммерческую технику останется прежней", - считает директор по операциям FM Logistic Алексей Бормин. Развитие производства средне- и крупнотоннажной техники по-прежнему сдерживают дорогие кредиты, а также отсутствие уверенности в том, что экономический рост будет продолжаться и не подвергнется пагубному влиянию, например, санкций или девальвации валют.