На Крымском мосту уложили 19 из 38 километров рельсов

Строители на днях дошли до "экватора" железнодорожного моста через Керченский пролив: уложено 19 из 38 километров рельсов. Корреспонденты "РГ" стали свидетелями этого события.
Геннадий Аносов

...В тот момент, когда солнце выглянуло из-за туч, мы поднялись на верхнее строение железнодорожных путей. С одной стороны бригада укладывает на гидроизоляционный слой специальную ткань, которая в будущем будет защищать основу моста от воздействия среды. По команде сразу 15-20 человек, встав цепочкой, натягивают кусок полотна - да так, что под ногами ни единой складки. При ярком свете мягкий текстиль прямо-таки слепит глаза своей белизной.

С другой стороны мостостроители кладут многотонные звенья пути. Рельсы и шпалы собирают в 25-метровые звенья на базе, развернутой на Таманском полуострове. Путеукладочный кран со специальными платформами перевозит их на мост по железнодорожному пути-подходу.

Вот машинист крана выдвигает тяжелую решетку вперед, какое-то время она волнообразно раскачивается в воздухе.

- Майна! - выкрикивают монтеры. Мгновение - и решетка уже внизу. - Парад, подводим! Двойной с потягом! - рабочие стыкуют ее с предыдущими рельсами, а шов затем "убирают" сваркой.

- То, что вы сейчас наблюдаете, - это укладка путевой решетки специализированным краном, - рассказывает представитель подрядной организации Евгений Чибышев. - Из звеньев формируются участки пути длиной по 440 метров, между которыми ставятся уравнительные стыки для компенсации температурных напряжений. Всего на Крымском мосту по проекту предусмотрено 84 комплекта уравнительных стыков. Они позволят стальным рельсам свободно "дышать" при колебаниях температуры воздуха и - самое главное - создадут так называемый "бархатный путь" для плавного движения пассажирских поездов.

Рельсы изготавливают на одном из отечественных предприятий, скрепления также производят у нас в России. Они практичны, удобны для монтажа и требуют минимальных затрат для последующего обслуживания.

По словам мостостроителей, уже готово 19 из 38 километров двухпутевой железной дороги через Керченский пролив.

- Мы приблизились к территориальному "экватору" со стороны Тамани - уложены 19 километров путей. Работы идут по мере завершения пролетов моста. Условия те же, что и при строительстве автомобильного перехода: зимой выпало около 40 рабочих дней из-за шторма, когда нельзя было применять крановое оборудование. Но мы это все учли еще на этапе подготовки, поэтому из графика не выбиваемся. В августе рассчитываем завершить укладку рельсов, а первый вагон по мосту должен поехать в декабре 2019 года, - уточнил начальник ФКУ УПРДОР "Тамань" Кайрат Турсунбеков.

А на главном строительном участке - фарватерном с двумя арками - бригады прямо на наших глазах приступили к монтажу светильников архитектурной подсветки. Судоходная часть железнодорожного моста будет раскрашена в цвета российского триколора: автодорожная арка - в синий, железнодорожная - в красный, а на опорах пролетов разместятся белые диоды.

- Для этого предстоит проложить более 19 километров кабельных линий, а также закрепить на мостовых конструкциях свыше двух тысяч энергосберегающих светодиодных светильников. Пока готова подсветка автодорожной арки с азовской стороны, а в комплексе все будет выглядеть впечатляюще, - говорит заместитель начальника компании "СГМ-Мост" Дмитрий Кондаков.

Поднимаемся к железнодорожной арке на высоту 12-этажного дома. Ее ажурный рисунок тенью ложится далеко на море. Оказывается, при сборке всей конструкции болтов ушло столько, что их вес равен трем пассажирским "Боинг 747".

В августе планируется завершить укладку рельсов, а первый вагон по Крымскому мосту должен проехать в декабре 2019 года

Внизу степенно проплывают сухогрузы и баржи..

Кстати, в соцсетях по-прежнему бурно обсуждается высота фарватера Крымского моста: мол, не все суда смогут пройти под аркой. Стоило ли ее сделать выше? По словам инженеров, при планировании грандиозной стройки они учли не только всю историю судоходства по Керченскому проливу, но и его возможное развитие. Сюда никогда не заходили корабли с большой осадкой, и 35-метрового зазора между арками и водой с избытком хватает для прохода всех типов существующих сегодня судов.

Строители также утверждают, что здесь все предусмотрено на случай ЧП: для защиты опор моста в воде соорудили пять палов - конструкции из труб, стянутые 60-тонными кольцами, словно деревянная бочка. А внутри вмонтирована сетка, засыпанная крупным камнем. Если капитан проходящего парома вдруг потеряет управление и его понесет на бетонные стены, это не повредит конструкции.

- Палы работают как демпферы, они не жесткие, и в случае навала корабля - пал оттолкнет его. Крайние конструкции оснащены навигационным оборудованием, чтобы суда оптимально проходили данный участок, - добавляет Дмитрий Кондаков.

Перед уходом журналисты по традиции встретились с усатым рыжим символом стройки - котом Мостиком. Живет он на КПП, но, как и положено, гуляет сам по себе. Еще носит на груди медаль с надписью "главный начальник" и обожает креветки. При виде толпы репортеров он, правда, занервничал, но когда подали угощение, то успокоился и даже дал несколько интервью. В общем, стройка века продолжается...

Море шампанского

Ведущие винодельни Крыма и Кубани приступили к финальному этапу производства коллекционного вина "Крымский мост". Его пуск приурочат к запуску железнодорожного движения через Керченский пролив в декабре 2019 года. Предприятия создадут лимитированную серию из шести разных вин урожая 2015 года в честь начала строительства объекта. Три кубанских завода выпустят по 19 тысяч бутылок, два крымских - тоже 19 тысяч суммарно, именно эта цифра равняется протяженности моста. Среди вин - шампанское из винограда, выращенного в севастопольской зоне, и сортов красного винограда - на Таманском полуострове. Примечательно, что последние в течение года выдерживались раздельно в дубовых бочках под... классическую музыку.

Для винной коллекции "Крымский мост" разрабатывается специальная этикетка. Продажи коллекционной серии откроются в конце года в фирменных магазинах предприятий - производителей вина.

Между тем

Железная дорога рассчитана на движение составов массой до 7100 тонн в диапазоне температур от минус 27 до плюс 57 градусов. Пропускная способность - до 47 пар поездов в сутки.

Защитили от хакеров

Компьютерная сеть центра управления движением Крымского моста надежно защищена от любых хакерских атак и вторжений. Она предусматривает возможность блокировки попыток вскрытия и незаконного вмешательства. Об этом рассказал журналистам начальник ФКУ УПРДОР "Тамань" Кайрат Турсунбеков. По его словам, с момента открытия автодорожного перехода фактов вмешательства или сбоев не зафиксировано.

Операторы центра управления движением в режиме онлайн наблюдают за ситуацией на всех участках моста и с помощью информационных табло рекомендуют водителям оптимальную скорость с учетом погоды. Есть и система распознавания госномеров автомобилей. В случае нештатных ситуаций - когда у машины кончается топливо или отказывают системы, на место ЧП тут же выезжает эвакуатор.