В Крыму вдвое вырос объем изъятых фальсифицированных продуктов

В конце минувшей недели в инфекционное отделение Ялтинской городской больницы поступили сразу десять человек с диагнозом пищевое отравление средней степени тяжести. Случай в общем-то бытовой, потому что люди накануне употребляли скоропортящиеся продукты. Но, к сожалению, пищевые отравления в Крыму - один из самых распространенных в медицинской статистике диагнозов.
Илья Изотов/РГ

Письмо в Москву

В начале марта вице-премьер РК Юрий Гоцанюк сообщил, что правительство Крыма направило письмо вице-премьеру России Дмитрию Козаку с просьбой рассмотреть предложения об ужесточении мер в борьбе с фальсифицированной продукцией.

- В последние годы масштабы ее оборота в Республике Крым, впрочем, как и во всей России, достигли высоких показателей, - заявил он. - Фальсификат составляет от 30 до 80 процентов оборота. Так, в сфере молочных продуктов его доля около 20-30 процентов, переработанных мясопродуктов - 60-80 процентов. Результаты лабораторных исследований показывают, что продукция, которая должна выпускаться в соответствии с государственными стандартами, содержит недопустимые компоненты, о которых ничего не написано на упаковке (растительные жиры или заменители молочного жира животного происхождения, антибиотики, пестициды и прочее).

Это все несет в себе мало пользы, а порой может представлять опасность, но продавцы все равно позиционируют товар как высококачественный.

Проверка по требованию

Определить, насколько хорош продукт, могут только специалисты Роспотребнадзора, после того как его подведомственная организация проведет исследования. Но из-за действующего в Крыму и Севастополе моратория на плановые проверки бизнеса проводят их после получения жалоб от потребителей или обращений других ведомств.

Крымчане в прошлом году направили в Роспотребнадзор 2707 письменных обращений по вопросам защиты их прав - это чуть меньше половины обращений в эту организацию. И чаще всего жаловались не на качество продуктов питания, а на услуги и выполненные работы.

Количество обращений, связанных с продовольственной безопасностью, составило 378. Это больше, чем в 2017 году, когда ведомство получило 291 жалобу. В основном крымчан не удовлетворяло качество колбасных и мясных изделий, рыбной и молочной продукции, а также хлеба и алкоголя.

В ответ на обращения сотрудники Роспотребнадзора в Крыму и Севастополе в прошлом году проверили 1167 предприятий, это чуть меньше 10 процентов от общего количества поднадзорных структур.

- Из всех объектов, работающих с продуктами питания, более чем у половины были выявлены нарушения, - рассказала руководитель межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и Севастополю Наталья Пеньковская. - При проверке 167 объектов нарушения зафиксированы в 57,4 процента случаев. На пищевых объектах мы проверили 112 тонн продуктов питания. Из них было забраковано и снято с реализации 17,2 тонны - 15 процентов.

Показатель почти вдвое больше, чем 2017 году, когда специалисты Роспотребнадзора забраковали 8 процентов проверенного. Несмотря на то, что в прошлом году, по сравнению с 2017-м, количество внеплановых проверок было меньше (9,4 и 12,7 процента соответственно от общего количества подконтрольных предприятий). Напрашивается вывод - доля некачественных товаров или сомнительного качества на крымских прилавках возросла.

Без ГМО и нитратов

Причин, по которым Роспотребнадзор снимал продукты с полок, несколько: отсутствие документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность товаров, нарушение маркировки, нарушение условий хранения и сроков реализации, несоответствие продукции нормам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Нарушители заплатили в прошлом году административных штрафов на общую сумму 10,8 миллиона рублей (для сравнения, в 2017-м году - почти 16 миллионов рублей).

Центр гигиены и эпидемиологии в РК и Севастополе проводил лабораторные исследования качества пищевой продукции. В прошлом году его специалисты исследовали 4818 проб на физико-химические показатели, из которых нестандартных оказалось всего 2,8 процента. Самое частое нарушение - бутилированная вода, не отвечающая нормативам по уровню рН и цветности, на втором месте - молочная продукция, не соответствующая требованиям по жирно-кислотному составу, на третьем - толщина "глазури" у мороженой рыбы.

Кроме того, специалисты центра провели в прошлом году санитарно-химические исследования 3320 проб и только в пяти обнаружили нитраты, 162 пробы на содержание радиоактивных веществ дали отрицательный результат. Как не обнаружено в 208 взятых пробах ГМО. Из 18403 проб, которые проверяли на микробиологические показатели, только 2,3 процента имели отклонения.

Не нашли эксперты и остаточных антибиотиков в 130 пробах продукции животноводства. В пяти пробах из 2219 найдены отклонения по паразитологическим показателям.

Парадоксальная получается ситуация: в правительстве бьют тревогу по поводу плохого качества продуктов на крымских прилавках, количество жалоб потребителей растет, а исследования показывают отрицательные результаты.

Кстати

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в марте обнародовал результаты исследования, посвященного защите прав потребителей. Оно показывает, что за прошедший год 37 процентов россиян сталкивались с нарушениями потребительских прав. Причем чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители отмечают факты нарушения своих прав: среди сельчан с ними сталкивались 34 процента, а среди жителей городов - 43 процента.

Чаще всего респонденты жаловались на продажу товаров с истекшим сроком годности - 47 процентов, ненадлежащее качество товаров и услуг - 40 процентов, обсчет и обвес - 33 процента. Каждый четвертый опрошенный сталкивался с необоснованным завышением цен.

Две трети россиян знают, что их потребительские права защищены законом, однако его содержание представляют только в общих чертах. 54 процента респондентов понимают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в Общество защиты прав потребителей, 45 процентов - в Роспотребнадзор.

Контакты

Роспотребнадзор по РК и Севастополю: Республика Крым, г. Симферополь, ул.Набережная, 67, горячая линия: 8 (800) 234 45 01.