09.04.2019 17:31
    Поделиться

    Жюри подводит итоги фестиваля "Дубль Дв@"

    Наш Х онлайн-фестиваль проходит под знаком музыки: обладатель приза "За выдающийся вклад в киноискусство" - композитор Максим Дунаевский, многие фильмы связаны с музыкой или обильно ею оснащены, и все эти дни кино поддерживалось искусством театра. Но вот оба киноконкурса позади, жюри подводят итоги увиденному, и на ближайшие два дня фестивальные экраны целиком отданы мюзиклам.
    Татьяна Андреева

    Теперь их можно посмотреть без помех, не разрываясь между кино и театром - спокойно и с наслаждением. О спектаклях "Вольный ветер мечты" на музыку Исаака Дунаевского и "Восемь любящих женщин" Александра Журбина мы уже писали. Представляем еще два заметных события на российской сцене.

    "Мертвые души". Либретто Константина Рубинского, музыка Александра Пантыкина. Режиссер Кирилл Стрежнев. Дирижер Борис Нодельман. Свердловский академический театр музыкальной комедии.

    Мировая премьера, целиком созданная в стенах екатеринбургского театра, выпущена к 200-летию Гоголя; на фестивале спектакль прошел в дни его 210-летия. Юбилей отметили дерзко: из многих и разных творений замутили крутой "гоголь-моголь". Константин Рубинский написал либретто, за которым стоит серьезное углубление не только в поэму, но и в мир Гоголя, в сам воздух его поэм, разорванный в куски болью за Россию. Как поднятые взрывом, на зрителя сыплются осколки этого мира - фразы, мотивы "Сорочинской ярмарки", "Ревизора", "Тараса Бульбы", "Женитьбы"… Драматург сделал Чичикова наследником Хлестакова и создал свою трагикомическую логику развития действия - настолько непредсказуемую, что спектакль, по названию хрестоматийный, захватывает с первых минут и несет вас на мощной волне эмоций к финалу - неожиданно тихому, метафоричному и ошеломляюще грустному.

    "Наводящее ужас движенье" в запаянном кольце - его образ. Воронка - то ли туннель, по которому души отлетают к Богу, то ли дорога, никак не приводящая к свету в конце туннеля. В этом мистическом пространстве неприкаянно бродят белесые души и не прекращается броуновское кружение персонажей губернского "света". Самый неожиданный герой - Чичиков: вальяжная пухлость коллежского советника сменилась спортивной прытью молодого авантюриста. В финале он сбросит сюртук, сотрет грим и предстанет просто человеком, которому не повезло родиться в мире, где все мухлюют и чем-то торгуют, от душ до совести. "Мертвые души" получили 4 "Золотых маски": лучший режиссер, музыка, дирижер, лучший спектакль…

    "Алые паруса". Либретто Михаила Бартенева, Андрея Усачева. Музыка Максима Дунаевского. Режиссер Дмитрий Белов. Компания "Русский мюзикл", Москва.

    Любимые герои Александра Грина, любовно-авантюрный сюжет, музыка, из которой многие мелодии стали шлягерами… Сценическая конструкция - комбинация корабельных палуб-крыльев, и действие идет на многих уровнях, от трюма до мачт. При этом мачты похожи на трубы, корабль - на портовый городок, люди - на персонажей фантастики от Ихтиандров и Аэлит до космических гопников. Музыка Максима Дунаевского под пером аранжировщика Евгения Загота приблизилась к молодежным ритмам. Выбранный режиссером стиль стимпанка уподобляет действо лукавой механической сюите в духе Жюля Верна. Сцена заполнена матросами в штанах от спецназа, но в шлемах Ихтиандров, испускающих лазерные лучи. На лбах - очки-бинокли, на запястьях - садомазо-браслеты, на ланитах индейские тату. Покорный рутине народ похож на серых мышей со швабрами, капитан Грэй - на артиста Сергея Столярова, взлетающего в стратосферу. Хореография близка акробатике, труппа включает асов паркура. Одно из самых эффектных зрелищ на московской сцене.

    Из зрительских рецензий:

    "Алые паруса"

    Хорошо, что такие проекты возникают, живут и дают силы жить. Мощный был спектакль, по сравнению с повестью непростой: оказалось, что "Алые паруса" можно проходить как бесконечный квест, причем в любой версии (не менее яркие варианты этого мюзикла идут в театрах и сейчас, и невозможно не ходить на них за дозой эмоций, надежды и света). Спасибо фестивалю за ностальгию и удовольствие: это, наверное, самый уникальный российский мюзикл XXI века.

    Марина Эрман

    "Не чужие"

    Главный герой этого фильма, - скука. Неизбывная, всепроникающая, она превратила жизнь обитателей маленького городка в ад. Никто из героев не рассуждает о жизни, не ищет ее смысл, ни к чему не стремится, диалоги только о приземленном. Безжизненные улицы словно застыли в немой тоске. Горожанам заняться нечем: работы нет - карьер закрыли. Суды там какие-то, директор за границу сбежал с деньгами. От этой безрадостной жизни заливают горе водочкой. Скука и пьянство - выражение глубокого отчаяния и невозможности найти то, что могло бы удовлетворить потребности души. Финал, казалось бы, должен вселять надежду, что все эти люди очнулись: герои переживают эмоциональное потрясение. Но что-то подсказывает нам, что ничего не изменится в их жизни. Потому что скука осталась.

    Андрей Евтушенко

    Поделиться