БЕЗРОГNМ
Между тем Хеллбой - добытый нацистами из того же ада при помощи Григория Распутина демон, выросший в качка с лицом алкоголика дяди Толика, в котором едва угадываются черты Дэвида Харбора (шериф Джим Хоппер из "Очень странных дел"), - мучается экзистенциальным кризисом, связанным с проблемой самоидентификации. Вроде как приемный отец (Иэн МакШейн) воспитал его воином добра, однако ж против дьявольской природы-то не попрешь. Рога-то лезут, сколько их ни подпиливай.
В таком нестабильном состоянии его мобилизуют на борьбу с Красной королевой, назначив ему в помощники девушку-медиума и солдата-азиата со шрамами на лице и кратким пересказом "Хищника" вместо предыстории.
Самая глупая ошибка, какую можно совершить, оценивая нового "Хеллбоя", - это сравнивать его с фильмами Гильермо дель Торо. "Герой из пекла" вышел, когда жанр кинокомикса только-только делал первые неуклюжие шаги, вслепую тыкался, ища губами вымя зрительского внимания, наполненное жирным молоком прибылей. До "Железного человека", положившего начало киновселенной Marvel, и "Темного рыцаря" оставалось еще четыре года.
Ныне жанр расцвел, заматерел и захватил полную власть над всем мировым кинематографом. На картины про супергероев тратятся огромные, двухсотмиллионные бюджеты, всякий раз с лихвой окупающиеся, в результате чего они плодятся и плодятся, и конца-края этому не видно. Притом ставка в подавляющем большинстве случаев делается на контент для всех возрастных категорий - а также гендерных, расовых и так далее. Чтобы было больше денег, нужно угодить всем, и тогда будет еще больше денег, чтобы снять еще десять фильмов, которые тоже всем должны понравиться, и тогда будет еще больше денег. Универсальность становится стандартом, авторское видение ограничивается выбором цвета спецэффектов и подбором музычки, а зрителей загоняют в гигантский виртуальный детский сад, где кормят одной и той же манной кашей, сладкой и без комочков, без глютена и без животных белков, чтобы никого не обделить. Но как быть тем, кому хочется мяса? Смотреть нового "Хеллбоя", конечно!
У дель Торо были готичные красивые сказочки про не-таких-как-все, любовь, принятие себя. Однозначно влияние на то, что мы видим сейчас, оказавшие. Нил Маршалл, чьи основные заслуги перед кинематографом - это знаковый ужастик "нулевых" "Спуск" и два ключевых эпизода "Игры престолов" (Битва при Черноводной и заруба Ночного дозора с одичалыми), сделал совершенно другое кино. "Хеллбой", зажатый в сетке релизов между "Шазамом" и очередными "Мстителями", проигрывает им по объему затраченных средств. Он вообще произведен в Болгарии и в основном силами болгар (как, кстати, последний фильм культовой серии "Смертельная гонка", очень даже приличный). Но зато у него есть индивидуальность и душа, которую в него вложили работавшие над ним люди, а каждый цент отработан до конца.
Это разнузданное дикое би-муви, честное и брутальное. С хаотичным сценарием - не без того. Когда оно пытается всерьез раздувать драму, то выглядит совсем жалко, а когда шутит, становится неловко. Где-то провисает, где-то, наоборот, стремглав несется, спотыкаясь и кувыркаясь по кочкам, рассыпая крупицы здравого смысла. Тем не менее в нем есть множество чудесных идей, персонажей и сцен, которые все с лихвой компенсируют. Баба-яга, например: аутентичной внешности, жуткая, одноглазая, в настоящей избе на курьих ногах обитающая, борщом из мертвых младенцев угощающая. Целует Хеллбоя взасос, обильно покрывая его рот липкими слюнями. Никакой Marvel никогда не позволит себе такого показать. А "Хеллбой" - он весь такой. Большинство брезгливо отвернется, но истинные ценители возблагодарят. Потому что именно это ближе к настоящему, чистому искусству, смелому и презирающему рамки, чем вся киновселенная Marvel, вместе взятая.
С окончанием "Другого мира" и промежуточным окончанием "Обители зла" опустела не только ниша большой развлекательной фантастики для взрослых, исчезло то, что несравнимо важнее - возможность выбора. Точнее, сам выбор свелся к двум альтернативам: супергерои или другие супергерои. Теперь у нас появился Хеллбой, который тоже супергерой, но разительно отличающийся от всех прочих. Единственный, кто действительно отличается. И если мы упустим шанс, если дадим ему сгинуть, затеряться среди конкурентов-толстосумов, то следующий шанс может представиться еще нескоро. Будем дальше глотать одну и ту же сладкую манку без комочков неделя за неделей.
4