16.04.2019 21:54
Рубрика: Китай

Хватит ли зарядки

Китайские компании представили на автосалоне в Шанхае компьютеры на колесах
Автосалон в Шанхае в этом году похож на выставку высоких технологий. Китайские компании, кажется, бросили соревноваться в том, кто лучше скопирует прогрессивные западные образцы. И даже не спорят, кто предложит покупателю больше автомобиля по меньшей цене. Теперь конкуренция касается двух других аспектов. Выигрывает тот, кто сможет воткнуть в салон машины больше гаджетов. Ну и в случае с электромобилями - тот, кто предоставит возможность проехать дальше на одной зарядке аккумуляторной батареи.

Экран покажет

Всякий раз на китайских автосалонах испытываешь три проблемы.

Во-первых, очень большие площади. В этот раз в Шанхае производители заполнили 10 павильонов огромного экспоцентра. Для понимания: каждый из них вполне можно сопоставить со всей прошлогодней Московской автовыставкой.

Во-вторых, это толпы китайских журналистов и блогеров. А еще - блогерш, модно одетых юных девиц в окружении видеооператоров. Они во всевозможных позах стоят у новинок, игриво наговаривают что-то на камеру, при этом постоянно сверяясь с черновиком.

И третья проблема - полное отсутствие разницы между концепт-карами и серийными автомобилями. Взять, например, стенд нового бренда Aiwais. Если читатели о таком не слышали - пора запоминать. Китайцы пригласили в этот стартап известного немецкого инженера Роланда Гумперта, прославившегося в Audi, и обеспечили деньгами любые его прихоти. В итоге в качестве концепта на стенде марка представила модель u7ion. У нее полное отсутствие каких-либо зеркал и даже камер заднего вида (видимо, функция реализована как-то иначе) и двери, раскладывающиеся в разные стороны. В салоне же акцент сделан на возможность увеличения свободного пространства пассажирам - за счет передвигаемых вперед и назад сидений.

А вот сенсорных мониторов всех размеров и форматов оказалось больше в машинах марки, уже готовых к серийному выпуску. Например, в u5, показанном год назад в Пекине, панель приборов разложена на три планшета, образующих что-то вроде бабушкиного трюмо. В центре передней панели - еще один экран. По размеру он вполне сгодится, например, для работы журналиста.

И такие средоточения гаджетов - буквально на каждом стенде. Особенно этим грешат новички авторынка, пусть даже это суббренды известных производителей. Например, марка Wey, родственная хорошо знакомого нам Great Wall, показала концепт под нехитрым названием X. И в этой работе инженеры и дизайнеры явно заигрались с гаджетами.

Что говорить, если в подлокотниках на каждой двери машины имеются штатные места для смартфонов, которые, видимо, смогут управлять какими-то функциями автомобиля. Кроме того, у Х вся передняя панель - с лицевой стороны - закрыта одним сплошным экраном. Еще два монитора располагаются на центральном тоннеле - отдельно в передней и задней части салона. Другой - в основании того, что принято называть рулем, а здесь исполнено в виде штурвала.

Наконец, изогнутые мониторы закрывают спинки передних сидений - чтобы задние пассажиры могли развлекаться всю дорогу. Удивительно, если никакого гаджета не предусмотрено в багажнике. Впрочем, на нем самом - сзади, на пятой двери - он есть. В спокойном состоянии на размещенном тут табло появляется приветствие. А в случае опасности или экстренного торможения - надпись вроде "Внимание!" или "Осторожно!"

Ну а если кому-то все равно будет скучно, предлагается голограмма - помощник-мужчина, готовый выполнить любую посильную команду. Включить любимую радиопрограмму или рассказать о погоде. Если уж лень самому "погуглить" на одном из десятка мониторов.

Эпоха перемен

Когда речь заходит о востребованности китайских автомобилей в России, зачастую приводится пример смартфонов из Поднебесной. Их у жителей нашей страны становится все больше, особенно в провинции. Дескать, то же самое рано или поздно произойдет и с машинами. Вопрос дискуссионный, но сравнение - отчасти верное. Владельцы китайских гаджетов прекрасно знают, как часто производители обновляют программное обеспечение. Доходит до смешного - без какой-либо причины могут поменяться иконки приложений или мелодии будильника. И привыкать к своему аппарату приходится заново.

Так и с автомобилями. На каждом автосалоне компании выкатывают не только концепты и новинки, но и обновленные машины, а то и следующие генерации. Европейцам такой калейдоскоп не понять. Но следить за этой эпохой перемен как минимум забавно. Сплошная диджитализация, поглотившая молодые бренды, в данном случае - подспорье для традиционных автокомпаний. Им всякий раз есть что добавить к прежнему оснащению.

Например, Chery только в прошлом году представила флагманский кроссовер Tiggo 8. Он быстро стал бестселлером в Китае, но этого руководителям компании показалось мало. Уже через год машина получила новый дизайн. И особенно изменился салон, который обрел премиальный вид. Куда более премиальный, чем положен кроссоверам ценой до полутора миллионов рублей. В нем уже есть вынесенный на переднюю панель монитор мультимедийной системы, дополнительный планшет у основания центрального тоннеля и вдобавок виртуальная приборная доска. Кстати, "восьмерка", по нашей информации, должна приехать в Россию. Вот только с каким дизайном - вопрос.

В Haval тоже предстоит решать, ставить ли на конвейер построенного завода в Тульской области внедорожник H9 уже с рестайлингом. Это вопрос не вкуса, а экономики. Обновленная "девятка" - помимо изменений в передней части в духе Toyota Land Cruiser 200 - получила цифровую панель приборов и небольшой тачскрин? вмонтированный в подлокотник на втором ряду. Пассажиры смогут управлять климат-контролем по-модному. Естественно, цена и без того дорогого автомобиля - он стоит до 2,8 миллиона рублей - вырастет. Маркетологам компании предстоит проанализировать, будут ли наши потребители столь же падки на гаджеты в салоне, как их китайские коллеги, или предпочтут сэкономить.

Между тем

На Шанхайском автосалоне был представлен целый ряд новинок и концептов не только китайских, но и иностранных брендов.

Так, Mercedes-Benz показал близкий к серийному прототип кроссовера GLS. Машина получилась яркой и стильной - такую рынок наверняка примет. Lexus презентовал роскошный и при этом уютный дом на колесах - премиальный минивэн LM-300. Внешне автомобиль очень близок к Toyota Alphard, а внутри у него сделали что-то вроде двухместного купе.

Volkswagen представил сразу три концепта, а также купеобразную версию большого кроссовера  Teramont, который продается и в России. А Renault выкатил компактный электромобиль K-ZE. Цены не названы, но вполне вероятно, что модель станет самой доступной в своем сегменте. К этому обязывает послуживший основой новинки хэтчбек Kwid - его в СМИ принято называть ультрадешевым.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ-Неделя"