Как мы испытывали автомобильные шины за Полярным кругом

20 км до российской границы. В Мурманск, до которого чуть меньше 300 км, можно уехать на рейсовом автобусе. Тем не менее соотечественников здесь немного. Зато много японцев и китайцев, которых не пугает ни 23-градусный мороз, ни тысячекилометровые расстояния. Объяснение простое - тут можно "поймать" северное сияние: по старому восточному поверью, ребенку, зачатому при таком ночном свете, всю жизнь будет сопутствовать удача. Вот и забиваются битком рейсы из Осаки, Токио и Пекина в далекий и неприметный на карте финский Ивало.

Ивало - местечко в Лапландии за Полярным кругом. Считается идеальным местом в мире для наблюдения за северным сиянием. Постоянное местное население не превышает пару тысяч человек. Еще в Ивало куча оленей, которые настолько смелы (или глупы, как утверждают финны), что не боятся ни людей, ни машин. Когда мы встретились на узкой проселочной дорожке, посторониться пришлось нашему огромному автобусу - олень безмятежно и прямолинейно прогарцевал мимо.

Помимо потрясающей природы, у Ивало есть еще одна достопримечательность - самый крупный в мире полигон для тестирования автомобильных шин под названием White Hell (Белый ад). Он раскинулся на площади свыше 700 га, здесь 200 дней в году стоит морозная и снежная погода, и тут есть все для испытаний покрышек самого разного типа - широкое поле с несколькими видами ледового покрытия, 600-метровый ангар с искусственным льдом (как будто для конькобежцев заливали), лесные трассы, крутые спуски и подъемы, скоростные треки на замерзшем озере. Всего - 46 испытательных полигонов и 100 км дорог.

Формально финны пригласили сюда на презентацию новой зимней шины для больших внедорожников Nokian Hakkapeliitta LT3, где установлены первые в мире шипы из нержавеющей стали. Но, прежде чем дать поездить на инновационной зимней резине за рулем гигантских Ford Raptor и Volkswagen Amarok, привезли журналистов на трассу с ледовым покрытием и рассадили в VW Golf… с всесезонными шинами. Это был хитрый трюк. Часом ранее нам показывали слайд с длиной тормозного пути трех типов шин - летней, зимней фрикционной (так называемые шины-липучки) и шипованной.

Несмотря на очевидную всем разницу, в Nokian Tyres убеждены - журналисты не должны уставать рассказывать о том, что зимой надо ездить на зимней резине, а летом, как это ни странно, на летней. Равно как в июле никто не ходит в меховых ботинках, а зимой мало кто решится выбежать на улицу в мокасинах. Если серьезно - зимняя резина летом сильно размягчается, и даже маленький камешек на трассе способен распороть шину. Не говоря уж о потере управляемости, скорости и излишнем шуме. Напротив, летняя и всесезонная резина для зимы - недостаточно мягкая, она плохо цепляется за дорогу.

Для пущей убедительности финны обули "Гольф" в мокасины и выпустили нас на мороз.

Трасса состоит из трех участков - идеальный скользкий лед, затем лед шероховатый и, наконец, заснеженная дорожка вкупе с рыхлым льдом. Разгон, змейка, ускорение и резкое торможение. Вот мы уже уверенно сносим первый конус, второй, на минимальной скорости и с трудом преодолеваем еще три. Автомобиль не слушается, хотя на спидометре всего 20 км/ч. Более-менее сносно получается ехать лишь по снегу, но тормозить начинаем сильно заранее - уверенности нет никакой.

Второй этап - фрикционная резина. Эта подарила чуть больше свободы маневра на втором и третьем участках, лучше тормозила, но на чистом льду была почти столь же беспомощна. Шипы, в данном случае Hakkapeliitta 9, ожидаемо оказались вне конкуренции: уверенно вгрызаются в любой лед, позволяют ловить машину в неприятных ситуациях и даже пошалить на финише, позволяя разогнаться сверх меры и проверить запас тормозного пути.

После этого пришла очередь шин LT3, Амарока и Раптора. Впрочем, быстро выяснилось, что Ford Raptor усилиями предыдущего экипажа прочно засел в снежном бруствере, откуда его способен вызволить только тягач. Поэтому отдуваться за себя и за того американского парня пришлось Амароку.

Находясь за рулем большого внедорожника, да сидя на разрекламированной всесильной резине LT3, да выехав на гоночную по сути трассу, быстро забываешь о льде под колесами, аккуратной езде и отсутствии личного гонщицкого опыта. Никакие шины не спасут, если в этих условиях ты по весьма странной траектории пытаешься атаковать поворот на третьей скорости.

Вылет действует отрезвляюще - еду более размеренно. Работу Hakkapeliitta LT3 трудно не заметить. Цепляется в поворотах, уверенно тормозит на льду - прощает ошибки, иными словами. Но не все.

"По сравнению с предыдущей моделью новые шипы "выросли" в длину на 2 мм - до 12,7 мм", - поясняет Томми Айовиита, менеджер по развитию Nokian Tyres. Изменился и рисунок протектора, канавки стали более глубокими - это способствует более эффективному отводу снега и слякоти.

Но главное - шип из нержавеющей стали. Такой шип будет практически вечен, уверяют производители, поскольку не подвержен коррозии - даже соль и реагенты ему не страшны. Ну, это мы еще, конечно, посмотрим.

От предшественниц Hakkapeliitta LT3 отличается также новой технологией для боковин. По рассказам создателей, боковина этой шины усилена синтетическими арамидными волокнами, добавленными в состав резиновой смеси - теперь меньше риск порезать шину при попадании в глубокую яму, образовавшуюся, например, из-за замерзания и оттаивания асфальта.

Особая гордость полигона White Hell - его тест-пилоты. Даже современное оборудование не может заменить людей, обладающих талантом почувствовать поведение опытной шины и рассказать ее создателям, как она ведет себя в той или иной ситуации. Это умение тренируется годами и тысячами намотанных кругов. С некоторыми из этих ребят довелось познакомиться на заключительном этапе тестов - на трассе, где проходят тесты на управляемость. Молодые, лет 30, скромные и не особо разговорчивые парни показали, на что на самом деле способен автомобиль, укомплектованный шипованной резиной, на ледовой дороге.

Это когда ты, сидя на пассажирском сиденье, смотришь на дорогу через боковое стекло, а в лобовое можешь любоваться видами близлежащих склонов. Тестовая Audi RS4 на механике и шипованной Hakkapeliitta 8 практически весь круг едет в управляемом заносе, накручивая одну дорожную петлю за другой. На третьей скорости и приличной скорости в 50-60 км/ч. Настоящее искусство.

Фото автора и пресс-службы Nokian Tyres