Как мы испытывали автомобильные шины за Полярным кругом
20 км до российской границы. В Мурманск, до которого чуть меньше 300 км, можно уехать на рейсовом автобусе. Тем не менее соотечественников здесь немного. Зато много японцев и китайцев, которых не пугает ни 23-градусный мороз, ни тысячекилометровые расстояния. Объяснение простое - тут можно "поймать" северное сияние: по старому восточному поверью, ребенку, зачатому при таком ночном свете, всю жизнь будет сопутствовать удача. Вот и забиваются битком рейсы из Осаки, Токио и Пекина в далекий и неприметный на карте финский Ивало.
![](http://localhost:8078/uploads/attachments/article/167/68/14/oleni.gif)
Ивало - местечко в Лапландии за Полярным кругом. Считается идеальным местом в мире для наблюдения за северным сиянием. Постоянное местное население не превышает пару тысяч человек. Еще в Ивало куча оленей, которые настолько смелы (или глупы, как утверждают финны), что не боятся ни людей, ни машин. Когда мы встретились на узкой проселочной дорожке, посторониться пришлось нашему огромному автобусу - олень безмятежно и прямолинейно прогарцевал мимо.
Помимо потрясающей природы, у Ивало есть еще одна достопримечательность - самый крупный в мире полигон для тестирования автомобильных шин под названием White Hell (Белый ад). Он раскинулся на площади свыше 700 га, здесь 200 дней в году стоит морозная и снежная погода, и тут есть все для испытаний покрышек самого разного типа - широкое поле с несколькими видами ледового покрытия, 600-метровый ангар с искусственным льдом (как будто для конькобежцев заливали), лесные трассы, крутые спуски и подъемы, скоростные треки на замерзшем озере. Всего - 46 испытательных полигонов и 100 км дорог.
![](http://localhost:8078/uploads/attachments/article/167/68/14/White-Hell_034-1.jpg)
Формально финны пригласили сюда на презентацию новой зимней шины для больших внедорожников Nokian Hakkapeliitta LT3, где установлены первые в мире шипы из нержавеющей стали. Но, прежде чем дать поездить на инновационной зимней резине за рулем гигантских Ford Raptor и Volkswagen Amarok, привезли журналистов на трассу с ледовым покрытием и рассадили в VW Golf… с всесезонными шинами. Это был хитрый трюк. Часом ранее нам показывали слайд с длиной тормозного пути трех типов шин - летней, зимней фрикционной (так называемые шины-липучки) и шипованной.
![](http://localhost:8078/uploads/attachments/article/167/68/14/12345.jpg)
Несмотря на очевидную всем разницу, в Nokian Tyres убеждены - журналисты не должны уставать рассказывать о том, что зимой надо ездить на зимней резине, а летом, как это ни странно, на летней. Равно как в июле никто не ходит в меховых ботинках, а зимой мало кто решится выбежать на улицу в мокасинах. Если серьезно - зимняя резина летом сильно размягчается, и даже маленький камешек на трассе способен распороть шину. Не говоря уж о потере управляемости, скорости и излишнем шуме. Напротив, летняя и всесезонная резина для зимы - недостаточно мягкая, она плохо цепляется за дорогу.
Для пущей убедительности финны обули "Гольф" в мокасины и выпустили нас на мороз.
Трасса состоит из трех участков - идеальный скользкий лед, затем лед шероховатый и, наконец, заснеженная дорожка вкупе с рыхлым льдом. Разгон, змейка, ускорение и резкое торможение. Вот мы уже уверенно сносим первый конус, второй, на минимальной скорости и с трудом преодолеваем еще три. Автомобиль не слушается, хотя на спидометре всего 20 км/ч. Более-менее сносно получается ехать лишь по снегу, но тормозить начинаем сильно заранее - уверенности нет никакой.
![](http://localhost:8078/uploads/attachments/article/167/68/14/Golf2.jpg)
Второй этап - фрикционная резина. Эта подарила чуть больше свободы маневра на втором и третьем участках, лучше тормозила, но на чистом льду была почти столь же беспомощна. Шипы, в данном случае Hakkapeliitta 9, ожидаемо оказались вне конкуренции: уверенно вгрызаются в любой лед, позволяют ловить машину в неприятных ситуациях и даже пошалить на финише, позволяя разогнаться сверх меры и проверить запас тормозного пути.
![](http://localhost:8078/uploads/attachments/article/167/68/14/Golf.jpg)
После этого пришла очередь шин LT3, Амарока и Раптора. Впрочем, быстро выяснилось, что Ford Raptor усилиями предыдущего экипажа прочно засел в снежном бруствере, откуда его способен вызволить только тягач. Поэтому отдуваться за себя и за того американского парня пришлось Амароку.
![](http://localhost:8078/uploads/attachments/article/167/68/14/raptor1.jpg)
Находясь за рулем большого внедорожника, да сидя на разрекламированной всесильной резине LT3, да выехав на гоночную по сути трассу, быстро забываешь о льде под колесами, аккуратной езде и отсутствии личного гонщицкого опыта. Никакие шины не спасут, если в этих условиях ты по весьма странной траектории пытаешься атаковать поворот на третьей скорости.
Вылет действует отрезвляюще - еду более размеренно. Работу Hakkapeliitta LT3 трудно не заметить. Цепляется в поворотах, уверенно тормозит на льду - прощает ошибки, иными словами. Но не все.
![](http://localhost:8078/uploads/attachments/article/167/68/14/raptor2.jpg)
"По сравнению с предыдущей моделью новые шипы "выросли" в длину на 2 мм - до 12,7 мм", - поясняет Томми Айовиита, менеджер по развитию Nokian Tyres. Изменился и рисунок протектора, канавки стали более глубокими - это способствует более эффективному отводу снега и слякоти.
Но главное - шип из нержавеющей стали. Такой шип будет практически вечен, уверяют производители, поскольку не подвержен коррозии - даже соль и реагенты ему не страшны. Ну, это мы еще, конечно, посмотрим.
![](http://localhost:8078/uploads/attachments/article/167/68/14/lt3.jpg)
От предшественниц Hakkapeliitta LT3 отличается также новой технологией для боковин. По рассказам создателей, боковина этой шины усилена синтетическими арамидными волокнами, добавленными в состав резиновой смеси - теперь меньше риск порезать шину при попадании в глубокую яму, образовавшуюся, например, из-за замерзания и оттаивания асфальта.
Особая гордость полигона White Hell - его тест-пилоты. Даже современное оборудование не может заменить людей, обладающих талантом почувствовать поведение опытной шины и рассказать ее создателям, как она ведет себя в той или иной ситуации. Это умение тренируется годами и тысячами намотанных кругов. С некоторыми из этих ребят довелось познакомиться на заключительном этапе тестов - на трассе, где проходят тесты на управляемость. Молодые, лет 30, скромные и не особо разговорчивые парни показали, на что на самом деле способен автомобиль, укомплектованный шипованной резиной, на ледовой дороге.
![](http://localhost:8078/uploads/attachments/article/167/68/14/rs444.jpg)
Это когда ты, сидя на пассажирском сиденье, смотришь на дорогу через боковое стекло, а в лобовое можешь любоваться видами близлежащих склонов. Тестовая Audi RS4 на механике и шипованной Hakkapeliitta 8 практически весь круг едет в управляемом заносе, накручивая одну дорожную петлю за другой. На третьей скорости и приличной скорости в 50-60 км/ч. Настоящее искусство.
Фото автора и пресс-службы Nokian Tyres