Цены на каско упали до минимума
Было заключено почти 5 миллионов договоров, но докризисного уровня достичь не удалось. Резкое сокращение премий началось в 2015 году: автовладельцы отказывались от добровольных страховок из-за повышения тарифов по каско. Рост цен, в свою очередь, был вызван увеличением стоимости ремонта иностранных автомобилей из-за ослабления рубля.
В прошлом году поддержку рынку автокаско оказали рост кредитования физлиц и связанный с ним рост продаж новых автомобилей, отмечают в Национальном рейтинговом агентстве (НРА). Было продано 1,8 миллиона машин - на 205 тысяч больше, чем в 2017-м. Аналитики также обращают внимание на рост лизингового рынка и увеличение количества застрахованных лизинговых автомобилей юридических лиц. По данным RAEX, автолизинг остается крупнейшим розничным сегментом. В прошлом году лизинг легкового автотранспорта прибавил 34,1 процента.
Средняя премия по автокаско сократилась за год с 41,3 до 35,7 тысячи рублей. Это минимальное значение за весь период наблюдения, по которому имеется статистическая информация (с 2010 года). Это связано с большим распространением программ автострахования с франшизой, а также программ, по которым страхователь самостоятельно выбирает набор рисков, от которых страхует своей автомобиль. На динамику повлияла и конкуренция страховщиков за низкоубыточных клиентов. В целом на рынке сохраняется высокий уровень конкуренции: на нем работают 99 компаний, из них почти половина заключила в 2018 году меньше тысячи договоров.
- В последние годы страхование автокаско стало интересным для страховщиков, - рассказал заместитель генерального директора, главный андеррайтер САК "Энергогарант" Антон Легчилин. - Хотя страховые премии по рынку и не росли существенным образом или даже уменьшались, страховые выплаты в последние годы уменьшились значительно сильнее. Это было вызвано как борьбой со страховым мошенничеством в ряде регионов, так и введением большого числа различных франшизных страховых продуктов, которые позволяют клиентам экономить на страховании, но одновременно и мотивируют их меньше и реже обращаться в страховую компанию за выплатами.
Страховщики сейчас, используя различные модели скоринга, могут более тонко настраивать свою тарифную политику, исключая ситуацию предыдущих лет, когда за мошенников и неаккуратных водителей высокую цену платили законопослушные клиенты.
По словам экспертов, автокаско сейчас находится на этапе трансформации. Потребительские предпочтения меняются: клиенты переходят на программы с франшизой и усеченные продукты, размер средней премии по которым ниже.
- Проникновение полного классического каско, по нашей оценке, снизилось в целевой группе автомобилей (до 5 лет) на 25 процентов за период 2016-2018 годов, - рассказал директор дирекции розничного бизнеса компании "Ингосстрах" Виталий Княгиничев. - Вместе с тем сборы компании по автокаско в 2018 году выросли на 5,3 процента относительно показателей 2017 года при росте рынка на 3,9 процента.
Ситуация с выплатами и общей убыточностью сегмента также меняется, добавил Виталий Княгиничев. С одной стороны, аварийность падает - уже отмеченный переход на франшизу обладает дисциплинирующим эффектом, полагает эксперт. Клиенты не заявляют все убытки подряд, так как каждый следующий будет с франшизой. В то же время, стоимость ремонта (работа и стоимость запчастей) растет. На фоне падения средней премии это дает рост убыточности.
- Многие клиенты вынуждены экономить на страховании, поэтому франшизные продукты и различные варианты мини-, микро- и даже нанокаско сейчас особенно актуальны, - подтвердил Антон Легчилин. - С другой стороны, жесткая конкуренция между страховщиками зачастую вынуждает их предоставлять клиентам за низкую и очень низкую цену хорошие продукты с широким покрытием и большим набором дополнительных включенных опций.
С точки зрения клиента, конечно же, выгоднее купить хороший классический страховой продукт за крайне низкую цену, чем пытаться найти еще более дешевый продукт экономкласса, добавил эксперт.
- Мы также планируем расширять нашу продуктовую линейку и предлагать нашим клиентам возможность выбора любого интересного комбинированного и/или, наоборот, очень узкого в покрытии страхового продукта в зависимости от текущих экономических возможностей каждого нашего клиента, - рассказал Легчилин.
У клиентов автокаско востребованы опции GAP (Guaranteed Asset Protection) и "Постоянная страховая сумма", предполагающие возможность выплаты полной стоимости транспортных средств (ТС), определенной на дату заключения договора, при полной гибели или угоне автомобиля. По словам Виталия Княгиничева, такие опции включили в свой страховой полис 12 процентов страхователей. Около 10 процентов клиентов оформляют услугу "Техническая помощь", предусматривающую оказание помощи при поломке ТС и мелкий ремонт на дороге, а также эвакуацию сломавшегося автомобиля в ближайший сервис.
Эксперт обратил внимание на то, что меняется не только наполнение продуктов, но и процесс взаимодействия с клиентом. Цифровизация и использование технологических инструментов выходят на новый уровень - все больше процессов перетекает в онлайн.
- В 2018 году мы запустили функции самоосмотра, а затем и урегулирования убытка по каско, что также нашло отклик среди потребителей, - рассказал Княгиничев. - Клиентам теперь не приходится тратить время для предоставления автомобиля на осмотр, а страховой компании - на оформление полиса с участием специалиста.