Как организовать единую систему долговременного ухода за стариками
В правительстве обсуждают, как организовать такую систему и как ее финансировать, чтобы ни один пожилой человек не остался "за бортом". Один из возможных вариантов - в стране появится специальная страховка "на старость".
Такие виды страхования многие страны из клуба "80+" ввели уже много лет назад. В Японии, например, работник платит десятую часть тарифа, остальное вносит государство. И когда человек в возрасте уже не может обходиться без помощи, страховка покрывает услуги сиделки либо проживание в доме престарелых. Обязательное страхование на случай потери автономии вследствие заболевания или старческой немощности есть и в Германии - Pflegeversicherung. Во Франции госпомощь можно получить в доме престарелых - там сегодня обитает 640 тыс. французов. А в Израиле государство привлекает волонтеров и помогает семьям, готовым опекать старшее поколение.
Продолжительность жизни в нашей стране растет. К 2024 году "средний" россиянин будет доживать до 78 лет. Но от старости не уйти, поэтому система поддержки для людей в преклонном возрасте крайне необходима.
Основные ее контуры выглядят так: это будут стационарные учреждения (пансионаты, дома престарелых), полустационары - учреждения с дневным пребыванием. Третье направление - патронажная помощь на дому. Ключевой момент, конечно, финансирование. Сейчас вся соцподдержка - и работа учреждений, и выездные надомные службы - происходит за счет региональных бюджетов. И средств остро не хватает.
За рубежом используют отдельный вид страховки "на старость", причем, как правило, с участием самого человека. У нас тоже обсуждают такую возможность, об этом сообщила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере. О дополнительном тарифе, однако, речи пока не идет. В правительстве пытаются найти внутренние резервы в системе соцстрахования. Пока предлагается три варианта. Во-первых, можно в общем тарифе на соцстрах выделить "целевые" 1-1,5 процента конкретно на систему долговременного ухода. В ФСС имеется профицит, поэтому такое перераспределение средств реально. Во-вторых, можно использовать резерв по обязательному пенсионному страхованию. Этот резерв формируется в ПФР за счет перечисления в него средств инвестдохода, который по закону удерживается, если застрахованный гражданин меняет один НПФ на другой досрочно (с интервалом менее пяти лет). И сейчас в Пенсионном фонде этот резерв достиг внушительных размеров - 140 млрд рублей.
Наконец, третий вариант - отменить предельный "порог" заработка, после которого взносы в ПФР и ФСС уже не взимаются. Сейчас это 865 тысяч руб. в год (по взносам в ФСС) и 1,15 млн руб. (по пенсионным взносам).