Самой главной фигурой в большинстве расследований преступлений или в судебных тяжбах любой специалист назовет эксперта. Это от его работы чаще всего зависят выводы суда и следствия. Причем это утверждение касается всего спектра дел - уголовных, гражданских, административных.
Сегодня в стране действует закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", который был принят в 2011 году и, как показала жизнь, уже устарел, требует изменений.
Экспертизами занимается масса министерств и ведомств - это судебно-экспертные учреждения Минюста России, МВД, Минздрава России, Минобороны России, МЧС, ФСБ, ФТС. А все эксперты делятся на государственных и частных.
При производстве экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении обязательно обеспечивается контроль за компетентностью эксперта или экспертов. Известно, что экспертиза поручается самым опытным сотрудникам, которые обладают специальными знаниями, опытом и прочими необходимыми вещами. А вот компетентность сотрудников негосударственных экспертных учреждений, как и требования к их методическому и материально-техническому обеспечению, сегодня нигде не прописаны.
Это важно, потому что сегодня именно негосударственные эксперты делают чуть ли не больше половины всех экспертиз в стране.
И получается почти стандартная картина - не поверив "частникам", суды нередко назначают повторные экспертизы, поручая их уже государственным судебно-экспертным учреждениям.
Необходимость закрепления правовых основ деятельности негосударственных экспертных организаций, негосударственных экспертов и была одним из оснований для разработки минюстом проекта нового закона о судебно-экспертной деятельности. Такой законопроект был внесен в Госдуму и принят в первом чтении еще в 2013 году.
Но количество полученных замечаний при его доработке ко второму чтению, по признанию руководителей минюста, привело к тому, что в 2016 году была подготовлена фактически новая редакция законопроекта. Но и у него оказалась незавидная судьба. Этот вариант тоже не был поддержан большинством органов власти, которых он касался.
Но все же ситуация сдвинулась с мертвой точки. В прошлом году Минюсту России совместно с другими заинтересованными структурами было поручено выработать единую позицию по законопроекту и отчитаться об итогах до 15 июля текущего года.
Известно, что проект поправок, учитывающий замечания и Государственно-правового управления президента РФ, и федеральных органов власти, будет подготовлен в обозначенный срок. Таким образом, уже в ходе осенней сессии этого года законопроект может быть рассмотрен и принят во втором чтении.