В России появится 108 базовых школ РАН

Впервые в России запускается масштабный проект по подготовке способных школьников к научной карьере, к работе в области высоких технологий. Российская академия наук вместе с Министерством просвещения утвердили список из 108 "опорных" школ в 32 регионах.
Александр Корольков/ РГ

Как изменится жизнь школы, которая станет базовой для РАН? Когда лучше ориентировать ребенка на исследовательскую работу? Научные проекты и ЕГЭ: можно ли найти баланс? Корреспонденты "РГ" побывали в школах - участницах проекта и узнали подробности.

…Сегодня они пишут код для роботов. Завтра ломают голову над конструкцией космической станции, настраивают микропроцессор для беспилотного такси. А еще геномная инженерия, 3D-моделирование, искусственный интеллект… В новые технологии ученики общеобразовательного учреждения "Лицей" подмосковной Балашихи погружаются с головой.

Школьники пишут код для роботов, настраивают микропроцессор для беспилотного такси. А еще геномная инженерия, 3D-моделирование, искусственный интеллект…

Выпускник 11-го класса Вадим Попов - победитель всероссийских олимпиад и конкурсов - нацелен на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Парень не скрывает: автоматизация производства - это его. Он мечтает создавать программное обеспечение для приборов и промышленных роботов, чтобы умные машины проектировали еще более умные устройства. Кстати, к таким ребятам уже присматриваются работодатели - школа договорилась о сотрудничестве с Научно-технологическим центром уникального приборостроения РАН.

- Более двадцати лет "Лицей" является профильным для МГТУ им. Баумана. Ребята учатся по физико-математическому, информационно-технологическому, естественно-научному профилям, - замечает директор "Лицея" Дмитрий Белоусов. - Они проходят практику в университете, занимаются в его лабораториях и активно пробуют себя в науке. Выстраиваем связи с еще одним сильнейшим вузом - МФТИ, который курирует проект РАН в Подмосковье.

В школе есть и четыре собственные лаборатории: робототехническая, биоинженерная, физическая, а также "больших данных" для программистов. По планам в новом учебном году в "Лицей" придут инженеры, научные сотрудники городских производственных предприятий Балашихи с лекциями и практическими курсами. Сами классы ждет переоснащение по последнему слову техники.

И это далеко не все новинки. Проект базовых школ РАН предполагает, что образовательная организация перейдет из муниципального подчинения в региональное. Это значит, что она сможет принимать ребят со всей Московской области. В первый класс окрестных малышей будут по-прежнему брать вне конкурса. А вот в профильные старшие предполагается уже серьезный отбор - для самых мотивированных ребят.

- Мы ориентируем наши учебные планы и программы под те методические рекомендации, которые готовит РАН, - рассказывает Дмитрий Белоусов. - Сделаем еще больший акцент на научных исследованиях в рамках внеурочной деятельности. Задача максимум - создать точку роста для всех образовательных организаций региона. Мы предполагаем, что "Лицей" станет стажировочной площадкой для учителей математики, физики, информатики из других школ.

Надо сказать, что предполагается несколько моделей базовых школ РАН: профильная (с углубленным изучением отдельных предметов на всех уровнях), школа-лаборатория, школа при университете и школа - ресурсный центр. Возможна и смешанная модель.

Кураторами этого уникального проекта в Новосибирской области стали председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон и академик Искандер Тайманов, математик. Здесь сразу пять опорных средних школ. Две из них - в знаменитом Академгородке. Внимание большой академии все они привлекли не только высоким средним баллом ЕГЭ по профильным предметам, но и тем, что много ребят занимают призовые места в олимпиадах, научно-практических конкурсах, поступают в ведущие вузы страны.

- Наше сильное направление - естественно-научное. Это математика, информатика, физика, биология. Не первый год плотно работаем с НГУ и НГТУ, аспиранты и магистранты которых руководят научно-исследовательской практикой у старшеклассников, - делится директор Инженерного лицея Новосибирского государственного технического университета Маргарита Безлепкина. - В статусе "опорной" школы хотелось бы более активно использовать научные лаборатории вузов, приглашать видных ученых, которые стали бы наставниками для наших ребят.

В Удмуртии в число топовых школ вошли три лицея из Ижевска. Руководителей учебных заведений такая новость, конечно, порадовала. По словам директора Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН Михаила Альеса, создание базовых школ академии поможет не только выявить талантливую молодежь, но и удержать ее в регионе. Для этого нужно привлекать школьников к научной работе именно в контексте региональной специфики, "включать" их в определенный круг задач. К примеру, в 14-м лицее дети углубленно изучают биологию и химию.

- Мы работаем с Удмуртским госуниверситетом, у нас очень тесные контакты с "Сириусом", с Ижевской медицинской академией. Мы открыли в лицее медклассы, где дети уже с 9-10-х классов получают дополнительные базовые знания для поступления в вузы с медицинским уклоном, - рассказала директор 14-го лицея Наталья Тарасенко.

Еще один опорный лицей - 41-й каждый год входит в топ-200 российских школ по количеству выпускников, поступивших в самые престижные вузы страны.

- У нас три направления: физико-математическое, естественно-научное и гуманитарное. Конечно, к изменениям нужно готовиться заранее, но какой будет эта модель, пока до конца непонятно, - говорит директор Татьяна Анисимова. - Например, РАН предполагала, что при школах появятся интернаты. Если они будут, то с какого класса?

Официально

Как подчеркнула министр просвещения Ольга Васильева, речь не идет о том, что какие-то школы будут расформировываться и набираться новые способные ученики. Наоборот, некоторые классы будут усилены за счет того, что дети в них будут заинтересованы предметом и начнут изучать его на углубленном уровне. Современные лаборатории и другое оборудование поставят в классы за счет частно-государственного партнерства на сумму более миллиарда рублей.

"Необязательно, чтобы все ученики этой школы стали учеными. Но ориентировать их на научно-исследовательскую работу мы можем, - подчеркнула Ольга Васильева. - Нам нужно ежегодно 10 тысяч молодых ученых, если мы хотим достигнуть того прорыва, о котором сегодня говорим".

Комментарий

Алексей Хохлов, вице-президент РАН:

- Это проект РАН. У академии сегодня никаких институтов нет - все они подведомственны либо минобрнауки, либо правительству, либо другим министерствам. Но РАН - вневедомственная структура. Мы работаем с персоналиями, конкретными учеными высокого уровня, а не с организациями. В данном случае мы выбрали в каждом из регионов человека, который мог бы эффективно координировать проект. Спросили у него: какая научно-образовательная организация в наибольшей степени могла бы помочь? В некоторых регионах это оказались вузы, в некоторых - академические институты, которые тесно взаимодействуют с вузами.

Опорные школы выбраны на основании высоких результатов, которые показывают выпускники. Уверен: для большинства их учащихся сдать ЕГЭ - не проблема. Проблема в том, чтобы занять их проектной работой еще в классе. Если уже на уровне школы ребята будут проводить первичные исследования вместе с кураторами из "своих" университетов или институтов, это будет дополнительным стимулом для школьников развивать науку в регионе.

Хотел бы обратить внимание: мы делаем ставку именно на развитие науки в регионах. Москва и Санкт-Петербург в проект не вошли.