18.08.2019 17:24
    Поделиться

    "Ледокол в Будущее", день четвертый: Мечты сбываются на Полюсе

    Да! Мы не первыми сюда пришли, но для меня-то это покорение - первое! Именно так сказали или могли сказать себе почти все участники этой арктической экспедиции за исключением нескольких уважаемых проводников и членов команды нашего ледокола. Они на Северном полюсе уже бывали, некоторые - десять и более раз, но каждый новый приход сюда не похож на предыдущий.

    А наш нынешний вояж, безусловно, запоминающийся - по эмоциям, накалу событий и, конечно, по составу участников рейса. Напомню: 67 российских школьников и выпускников этого года вышли из Мурманска на атомном ледорезе "50 лет Победы" во вторник, 13 августа, а в полдень 17-го, в субботу, услышали по корабельной трансляции: "Мы в трех милях от Северного полюса, приглашаем всех на палубу бака".

    На несколько минут, пока мы собирались и настраивали фото- и видеокамеры, на ходовом мостике "придержали" машины, а потом дали полный вперед. В двенадцать с копейками гирокомпас показал 90"00""градусов северной широты - всех разом известил об этом неповторимым басом гудок атомохода.

    Белые медведи, сразу признаюсь, на этот сигнал не сбежались. Но даже когда мы нашли подходящую льдину и спустили трап, на лед участников похода выпустили не сразу. А только после того, как ледовое поле с глазницами синеющих озер обошли и проверили на безопасность опытные проводники из национального парка "Русская Арктика". Они же, на всякий пожарный прихватив ружья, заняли сторожевые позиции наблюдателей по периметру выбранной льдины. Михаил Корельский - справа по борту от ледокола, его коллега, инспектор парка Игорь Котрехов - с другой, наветренной стороны, откуда по запаху и могли выйти на нас белые аборигены…

    Пока я с фотокамерой обходил временные пограничные заставы, несколько членов команды под руководством старшего помощника капитана Андрея Горбаня установили ледовый якорь, пробурив для этого наклонную лунку глубиной более метра. С носа корабля на него завели мощный швартовный конец и аккуратно, чтобы льдина под напором не треснула, его натянули.

    - Теперь машины можно отпустить, - лаконично пояснил Андрей Николаевич. А когда уловил мой не совсем понимающий взгляд, великодушно пояснил. Наш ледокол очень аккуратно зарубился в льдину и удерживается в таком положении работающими на малых оборотах винтами. В ином случае, за счет "смазки" теплого металлического корпуса и холодного льда хватка в носовой части может ослабнуть и ледокол начнет "отползать", между ним и льдиной может образоваться разводье. А этого, чтобы высадка прошла безопасно, допустить нельзя…

    Забегая вперед, скажу сразу: день на льду прошел без происшествий и с большим эмоциональным накалом для детей и взрослых. Всех подробностей рассказывать не буду, да это и невозможно - такое нужно увидеть и пережить самому. А то немногое, что удалось запечатлеть на видео и фото, передать пока не получается: каналы моей связи с берегом этого сейчас не позволяют.

    Есть надежда, что такая возможность откроется через день-два, когда мы спустимся ниже 80-й широты и снова увидим, уже на обратном пути, острова Земли Франца Иосифа. Следите за дневником "Ледокол в Будущее" на сайте "РГ".

    Поделиться