Культура безопасности дорожного движения
В рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" и национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" эта социальная кампания разворачивается в 15 регионах нашей страны, охватывая все федеральные округа России.
Первым "Однозначно" принял Нижний Новгород, где на различных площадках самыми доступными методами и формами инициаторы кампании постарались донести до целевой аудитории главную мысль: правила дорожного движения (ПДД) должны однозначно соблюдаться всеми его участниками! И для каждой категории на основе проведенного предварительного исследования были выбраны свои инструменты воздействия.
Так, для водителей постоянным напоминанием о необходимости соблюдать скоростной режим и однозначно воспринимать дорожные знаки с его ограничениями стали красочные плакаты, световозвращающие наклейки и интерактивные стенды на автозаправочных станциях.
С теми же, кто готовится в будущем сесть за руль, в дополнение ко всему в автошколах проводят лекции, тестирование, а также им показывают образовательные фильмы. А во всех многофункциональных центрах (МФЦ) пятнадцати регионов посетители смогут в рамках кампании увидеть специальные ролики.
Особое внимание авторы "Однозначно" уделили подрастающему поколению. И это вполне объяснимо: культуру поведения на дорогах надо прививать смолоду. Кампания охватывает все возрастные группы - от детсадовцев до студентов, будет работать в городских парках, детских летних лагерях, санаториях и на базах отдыха. Пока самые младшие проходят квесты с агентами дорожной безопасности, осваивают азы ПДД в командах водителей и пешеходов и получают за правильные ответы в викторинах красочные призы, их воспитателей и педагогов в ходе специальных семинаров учат тому, как правильно интегрировать тему безопасности на дорогах в процесс воспитания и обучения.
Для старших школьников и студентов методы диалога посерьезней: демонстрации образовательных фильмов с последующим тестированием, интерактивные мероприятия, например, со стендами "Зомби-пешеход" на переходах, где в виде плакатов и в устной форме им напомнят, что, отгородившись от окружающего мира гаджетами, наушниками и капюшонами, выходить на проезжую часть опасно для здоровья и жизни!
Проект "Однозначно" не забыл и о родителях. Для них предусмотрен ряд лекций на темы "Основы культуры безопасности ДД в семье" и "Особенности управления транспортным средством с ребенком на борту".
Конечно же, в этой социальной кампании принимают самое активное участие федеральные и региональные теле- и радиоканалы, печатные СМИ и онлайн-ресурсы. В Интернете идет челлендж, где различные медийные персоны (актеры Антон и Виктория Макарские, певица Валерия, телеведущий Родион Газманов и другие) на протяжении трех недель делятся видеороликами о том, как они сами однозначно выполняют требования знаков дорожного движения и советуют остальным следовать их примеру.
Культуру - в массы!
О важности главных целей "Однозначно" свидетельствует активная поддержка кампании со стороны ряда министерств: транспорта, просвещения, науки и высшего образования, а также всего социального блока правительства страны. Об этом же говорит в своем обращении в связи со стартом социального проекта "Однозначно" заместитель председателя Правительства России Максим Акимов: "Дорога должна быть безопасной не только за счет качественного покрытия, барьерного ограждения и освещения. Культура безопасности дорожного движения - вот один из ключевых механизмов снижения аварийности, травматизма и трагических происшествий на дороге. И именно решению этой важнейшей задачи - привитию культуры безопасности дорожного движения - посвящено важное и ответственное направление деятельности Госавтоинспекции МВД России. Такую информационно-просветительскую работу ведомство успешно и эффективно реализует уже много лет".
Эксперты-разработчики кампании "Однозначно" справедливо полагают, что для формирования этой самой культуры безопасности дорожного движения необходимы как "комплекс мероприятий и активностей, охватывающий широкий круг аудиторий с использованием максимального количества средств коммуникаций", так и "одновременное использование медиаканалов и персональной работы с участниками дорожного движения". Только так, по их мнению, можно вырастить новое поколение россиян, для которых нормой жизни станет однозначное соблюдение не только буквы ПДД, но и их духа, когда взаимодействие всех участников дорожного движения будет осуществляться на основе таких понятий, как взаимное уважение, понимание и вежливость.
Об этом же напоминает начальник ГУОБДД МВД России Михаил Черников: "Вежливость участников дорожного движения по отношению друг к другу позволит обеспечить безопасность на дорогах и комфортность передвижения".
Красноречивы и цифры статистики. Согласно официальным данным основными видами дорожно-транспортных происшествий в России остаются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов - более 70 процентов всех происшествий и пострадавших в них. Две трети наездов и пострадавших в них приходятся на нерегулируемые пешеходные переходы. И связано это прежде всего с низкой дисциплиной (то есть культурой) всех участников дорожного движения.
А ведь культурный водитель не только пропустит пешехода на нерегулируемом переходе, следуя букве Правил, но и притормозит перед лужей, чтобы не обрызгать людей на тротуаре, придет на помощь попавшим в беду другим участникам дорожного движения. Он не будет курить или разговаривать по телефону в машине, чтобы не ставить под угрозу безопасность свою и окружающих. И уж точно не сядет за руль невыспавшимся и уставшим.
Культурный пешеход не станет перебегать дорогу в неположенном месте, рискуя стать причиной ДТП, не выйдет на переход, уткнувшись в телефон, и в час пик не станет в одиночку переходить дорогу, останавливая весь поток транспорта в обе стороны, а дождется попутчиков. Вроде бы и не должен, но, согласитесь, вежливо поступит!
Культурные родители всегда найдут время объяснить своему чаду, как правильно вести себя на проезжей части и в транспорте, сделают все от них зависящее, чтобы их ребенок не попал в печальную статистику дорожно-транспортных происшествий.
Кстати, в культурной Европе, на которую у нас любят ссылаться, в этой сфере главенствует принцип субсидиарной ответственности, когда каждый житель Старого Света несет личную ответственность за безопасность на дороге. Только так, по старому мушкетерскому правилу: "Один - за всех, и все - за одного!"
Опытным путем
Впрочем, и мы в России не лаптем щи хлебаем! Отечественная Госавтоинспекция планомерно и последовательно проводит различные акции и мероприятия, направленные на формирование культуры безопасности дорожного движения. Вот лишь несколько самых свежих примеров.
С 2017 года при активной поддержке ГИБДД Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей проводится социально-образовательный проект для всей семьи #БезопаснаяДорога, призванный заложить основы культуры безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста и их родителей. За без малого два года участниками проекта стали 57 детских садов, 477 педагогов, 5617 детей и 5393 родителя. С началом учебного года #БезопаснаяДорога вернется с "летних каникул" и начнет воплощаться в ряде других городов страны.
Весь минувший год в 15 регионах России проходила информационно-просветительская кампания "Культура на дорогах". Ее организаторами выступили ГУОБДД МВД России, Минтранс РФ, Минобрнауки РФ, Российский союз автостраховщиков (РСА), экспертный центр "Движение без опасности". Кампания не только аккумулировала наиболее актуальные темы и эффективные коммуникационные и просветительские инструменты, но и громко заявила об основных целях всей Стратегии повышения безопасности дорожного движения, и прежде всего о стремлении к нулевой смертности в ДТП.
Наталья Агре, президент экспертного центра "Движение без опасности", подводя итоги кампании, отметила: "Мы научили участников дорожного движения быть более вежливыми, пропускать друг друга, коммуницировать на дороге, держать безопасную дистанцию, заранее тормозить перед пешеходным переходом, учитывать погодные условия, пристегиваться и не стесняться делать замечания другим, использовать детские автокресла, световозвращающие элементы, нетерпимо относиться к нетрезвым водителям и взаимодействовать с сотрудниками Госавтоинспекции, понимая, что их работа направлена на нашу с вами безопасность".
28 марта этого года стартовала Всероссийская социальная кампания "Без вас не получится!", обращенная в первую очередь к родителям и их роли в формировании у детей культуры участия в дорожном движении. Именно этой аудитории предназначен короткометражный фильм "Простые сложные вещи", снятый в рамках кампании Госавтоинспекцией МВД России, РСА и экспертным центром "Движение без опасности".
Все эти и многие другие шаги, предпринимаемые нашим обществом, дают право надеяться, что в скором будущем в России такое понятие, как "смертность на дорогах", выйдет из употребления.
Материал подготовлен в рамках Федерального проекта "Безопасность дорожного движения" в части реализации социальной кампании "Однозначно".