10.09.2019 16:47
    Поделиться

    Госавтоинспекция проанализировала повторные нарушения правил

    Нетрезвых водителей не останавливают ни высокие штрафы, ни уголовная ответственность. Госавтоинспекция проанализировала повторные нарушения правил

    Госавтоинспекция проанализировала ситуацию с грубыми повторными нарушениями правил дорожного движения. Как выяснилось, любителей выпить за рулем или прокатиться без прав не останавливают ни высокие штрафы, ни риск административного ареста, ни уголовная ответственность. Для борьбы с такими лихачами нужны иные меры воздействия. И их уже не раз предлагали. Но дальше предложений дело не двигается.
    istockphoto.com

    За последние полтора года сотрудниками Госавтоинспекции было выявлено почти 772,4 тысячи фактов управления транспортными средствами с признаками опьянения.

    Как сообщил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России полковник полиции Александр Быков, 339 человек из них совершили эти деяния по три раза, 43 водителя задерживались по четыре раза, и один нарушитель привлекался к ответственности шесть раз.

    - К ответственности за управление транспортным средством без права управления было привлечено 281 тысяча водителей, - рассказывает Александр Быков. - Из них 6,3 тысячи водителей задерживались от 3 до 10 раз, 115 лиц совершили от 10 до 20 правонарушений, в отношении 18 человек возбуждались соответствующие дела от 20 до 30 раз, а 7 лиц привлекались к ответственности от 30 до 56 раз.

    Также за прошедшие полтора года выявлено 70,4 тысячи фактов управления транспортными средствами водителями, лишенными такого права. При этом 224 лица задерживались по три раза, 78 водителей привлекались к ответственности от 4 до 6 раз и 8 лиц задерживались от 6 до 9 раз.

    Сейчас за повторное управление в нетрезвом виде либо за повторный отказ от прохождения медосвидетельствования у нас наступает уголовная ответственность. Согласно статье 264.1 Уголовного кодекса такое нарушение наказывается штрафом в размере от 200 тысяч до 300 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. И все это с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Однако, похоже, для тех 400 человек, которые по нескольку раз попадались в состоянии опьянения, уголовная статья - беда не то чтобы большая.

    Напомним, в Госдуме уже давно лежит законопроект, подготовленный Министерством юстиции совместно с МВД России, в котором предлагается ряд мер, направленных на совершенствование законодательства об административных правонарушениях, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения. В частности, транспортное средство, управляемое нетрезвым водителем, предлагается задерживать до уплаты административного штрафа в размере 30 тысяч рублей либо до внесения залога, равного сумме штрафа, который будет назначен нарушителю.

    Еще 20 мая 2016 года этот законопроект был принят в первом чтении. С тех пор дело не сдвинулось. Сроки дальнейшего рассмотрения неоднократно отодвигались. А ведь принятие этого законопроекта должно поспособствовать снижению количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, произошедших по вине "пьяных водителей"! Кроме того, это позволит увеличить ответственность за подобные нарушения и, возможно, создаст заслон для повторных деяний.

    Ведь как происходит сейчас? Попадает подозрительный водитель в руки к автоинспекторам, его проверяют - нетрезв. Автомобиль отправляется на штрафстоянку. Забрать его оттуда может любой человек. Да, тот же самый, но уже протрезвевший водитель. Законопроект Минюста предполагает возврат автомобиля только в случае уплаты залога в размере штрафа, предусмотренного за управление в нетрезвом виде. То есть в размере 30 тысяч рублей. При этом предполагается, что даже если на месте выявления пьяного водителя присутствует другой трезвый, который может отогнать машину, залог придется заплатить.

    Недавно МВД России направило в правительство свои предложения о закреплении в законодательстве конфискации автомобилей. Напомним, что тема конфискации звучит уже не первый год. Но до сих пор на все попытки давались отрицательные отзывы.

    Причина в том, что автомобилем не всегда управляет собственник. А конфисковывать то, что не принадлежит нетрезвому водителю, - незаконно. Также пленум Верховного суда в свое время указал, что по уголовным делам, связанным с нарушением Правил дорожного движения (статья 264 УК) и повторной ездой в состоянии опьянения (статья 264.1 УК), транспортное средство не может быть признано орудием совершения преступления, то есть не подлежит конфискации.

    Однако в МВД предлагают несколько иную схему. А именно конфисковывать автомобиль у водителя, который попался в нетрезвом виде. При условии, что этот водитель собственник этого автомобиля.

    В случае если водитель попался в нетрезвом виде впервые, и за рулем машины, которая принадлежит другому человеку, собственнику направят представление о необходимости ограничения доступа нарушителя к транспортному средству.

    А если нарушитель повторно попадется в нетрезвом виде за рулем чужого транспортного средства, то водитель будет привлечен к уголовной ответственности, а собственник - к административной. При этом в соответствующей статье нового Кодекса об административных правонарушениях предполагается закрепить возможность конфискации транспортного средства на основании решения суда.

    Напомним, что сейчас на портале проектов нормативных актов размещен проект поправок в закон о безопасности дорожного движения и иные акты, регулирующие предоставление права управления транспортными средствами. Так, в частности, одна из поправок предлагает водителей, попавшихся за управление машиной без права управления, а также тех, у кого срок действия водительского удостоверения истек, не допускать до экзаменов, или к обмену прав до тех пор, покуда не истечет срок, в течение которого водитель считается наказанным, то есть в течение года.

    Решение по этим вопросам надо принимать достаточно быстро, ибо на достижение поставленных руководством страны целей по снижению смертности в ДТП к 2024 году в 3,5 раза отпущено не так уж много времени.

    Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"

    Поделиться