Кто и почему сражается в Праге с памятником маршалу Коневу

Монумент в честь советского полководца Ивана Степановича Конева расположен на площади Интербригад в элитном пражском районе, где находится большинство иностранных диппредставительств, в том числе посольство Российской Федерации. Он был воздвигнут в 1980 году по проекту чехословацкого скульптора Зденека Крыбуса, открытие приурочили к 35-й годовщине освобождения Праги.
Владимир Снегирев.

Конечно, тогда, почти сорок лет назад, никто здесь не ставил под сомнение и роль маршала в разгроме фашистских войск, и подвиг наших воинов, сто сорок тысяч из которых отдали свои жизни в боях на территории Чехословакии. Да и потом, с крушением социализма, а затем распадом чехословацкого государства, памятник Коневу возвышался на площади символом победы над вселенским злом. Кроме того, в столице именем маршала была названа улица, а на здании городской ратуши с 1946 года существовала мемориальная доска с текстом на чешском и русском языках: "9 мая 1945 года стремительным ударом войска 1-го Украинского фронта доблестной Красной Армии под командованием Героя Советского Союза Маршала Ивана Степановича Конева освободили восставшую против немецких оккупантов Прагу. В благодарность маршал И.С. Конев избран почетным жителем г. Праги".

Однако несколько лет назад вокруг памятника, а затем и мемориальной доски стали происходить странные события. Некие таинственные "вандалы" под покровом ночи регулярно оскверняли пьедестал розовой краской. Причем, обратим на это внимание, монумент расположен не в лесу, не в парке, а на одной из самых оживленных пражских улиц, на хорошо освещенной площади, в окружении многоэтажных домов, иначе говоря, в такой зоне, где определить и изловить злоумышленников для полиции - пара пустяков. Но отчего-то каждый раз осквернители благополучно оставались неуловимыми, зато для руководства района Прага-6 всегда находился повод заявить о том, что якобы сами местные граждане не хотят жить по соседству с освободителем их столицы.

Беды не обошли стороной и мемориальную доску. В апреле 2017 года в ходе ремонта ратуши она была демонтирована, а затем, когда ремонт завершился, так и не вернулась на свое место. Городской магистрат отправил ее в музей, объяснив это тем, что на доске будто бы недостаточно четко прописано значение Пражского восстания. Протесты российской стороны, в том числе заявления нашего посольства, остались без внимания.

Обратим внимание также на следующий факт: все акты вандализма стали происходить с появлением на посту старосты района Прага-6 некоего Ондржея Коларжа, всплывшего из глубин чешской политики в роли лидера местной организации партии ТОП-09. Именно этот человек стал в мирное время главным противником советского военачальника, почившего еще в 1973 году.

Те, кто борется с памятником, являются трусами. Памятники не могут защищаться

А теперь о том, как названный чиновник сражается с памятником.

Тут надо пояснить, что партия ТОП-09 объединяет граждан с крайне правыми взглядами. Они ориентированы исключительно на Запад, а все связанное с Россией и социалистическим прошлым их государства предается анафеме. Когда-то, в 90-е и в начале нулевых годов, это было здесь достаточно популярным, но с годами прагматичные чехи отказали в своих симпатиях как правым, так и левым. На последних парламентских выборах ТОП-09 едва преодолела пятипроцентный барьер, а мандат законодателя получили лишь семь ее представителей. Но чем слабее были позиции "западников", тем ожесточеннее становились их антироссийская риторика и действия.

В 2017 году после очередного акта осквернения памятника члены муниципалитета Праги-6 с подачи старосты Коларжа приняли решение разместить на постаменте специальную табличку с текстом на трех языках, который бы пояснял, что советский маршал не только освобождал Прагу, но и подавлял венгерское восстание в 1956 году, участвовал в сооружении Берлинской стены в 1961-м, а в 1968-м "лично поддержал проведение разведки перед вторжением войск Варшавского договора".

Фото: Владимир Снегирев.

Это вызвало волну протестов у тех горожан, которые не разделяют антироссийские взгляды "топовцев". Здравомыслящие чехи задавались справедливым вопросом: если памятник на площади Интербригад символизирует конкретную роль полководца в уничтожении гитлеровской заразы и спасения Праги от почти неминуемой гибели, то при чем здесь венгерские события, сооружение Берлинской стены или вторжение-68?

Местные историки, к которым обращались за консультациями, так и не смогли внятно ответить, участвовал ли Конев в подготовке военной операции "Дунай". Да, в мае 1968 года он действительно возглавлял представительную делегацию ветеранов Второй мировой войны, приезжавшую в Прагу на празднование Дня Победы. Там, кроме давно вышедшего на пенсию Ивана Степановича, было много других славных героев войны - маршал Москаленко, генерал армии Лелюшенко, воздушные асы Кожедуб и Покрышкин, а также известные журналисты, поэты и прозаики. Надо быть либо циником, либо большим фантазером, чтобы считать "разведывательной миссией" визит этой делегации почтенных ветеранов.

Да и в Берлине маршал Конев никакого отношения к стене и репрессиям иметь не мог хотя бы потому, что был назначен командующим Группой войск 9 августа 1961 года, а стену начали возводить 13 августа, иначе говоря, решение отгородиться от Запада было принято задолго до его появления в Германии.

Здравомыслящие чехи, узнав об инициативе муниципалитета, также спрашивали: а как быть с другими пражскими памятниками? Если дело так пойдет дальше, то придется и на других монументах размещать пояснительные таблички. Например, на знаменитом памятнике Францу Кафке указать, что его произведения отличались безысходностью и абсурдом, а на взглядах писателя сказались идеи марксизма. На памятнике Уинстону Черчиллю пояснить: виновник геноцида бенгальских детей. И ведь первый президент Чехии Вацлав Гавел тоже не без греха: поддержал варварские бомбардировки Югославии в 1999 году. А "отец всех чехов" король Карл Четвертый закрывал глаза на еврейские погромы. Этак мы далеко зайдем…

Как бы там ни было, но табличка, несмотря на протесты части местной общественности и заявления российской стороны, на постаменте появилась. Казалось бы, теперь можно было поставить точку. Однако для старосты Коларжа это, как выяснилось, оказалось только промежуточной победой в его войне с освободителем Чехословакии.

Вскоре глава района заявил, что муниципалитет не станет возражать, если монумент будет перенесен на территорию российского посольства. А ночные осквернения памятника при явном попустительстве местных властей продолжались.

Последний акт вандализма был зафиксирован в ночь на 22 августа, когда опять-таки под покровом тьмы маршала облили краской, а наутро пан Коларж отказался очищать гранит. Более того, теперь он пошел еще дальше в своей войне, приказав обнести мемориал строительными лесами и закрыть его пленкой. Глава района также выпустил целый залп явно провокационных заявлений, например, сказал, что "большинство жителей района против памятника", что муниципалитет не намерен в дальнейшем терпеть "эту гнусь, которую устраивают Россия и ее прислуга", что памятник является исключительно имуществом района Прага-6.

Это снова вызвало ожидаемую реакцию других пражан, которые 2 сентября вышли на акцию протеста против действий районной администрации и добились приведения памятника в надлежащий вид.

Теперь как раз самое время поведать о том, как реагируют на эту неравную войну другие жители Чехии. Да, у пана Коларжа, безусловно, есть свои сторонники. Но и противников тоже достаточно. Именно они 2 сентября числом в три сотни явились на стихийный митинг в защиту маршала. Сюда пришел пресс-секретарь чешского президента Иржи Овчачек, который напомнил, что именно войска под командованием Конева в январе 1945-го освободили узников лагеря смерти Освенцим, призвал политиков, прокуратуру и полицию воспрепятствовать явному злу.

Свое слово сказал президент страны Милош Земан: "Те, кто борются с памятником, являются трусами. Памятники не могут защищаться". Министр внутренних дел, он же лидер социал-демократов, Ян Гамачек был более сдержан, но тоже высказался за сохранение памятника, предложив провести референдум среди жителей Праги-6.

Отреагировала на очередной скандал и живущая в Москве дочь маршала, она предложила перенести монумент в Россию, "пока чехи грызутся из-за трактования собственной истории". Наталья Конева, кстати, напомнила, что в 1987 году один из памятников маршалу, установленный в Кракове, был перевезен в Киров, в те места, где родился полководец. Внучка маршала Анна в интервью "Российской газете" также заявила, что окончательное решение за жителями Праги - если они не захотят иметь у себя под окнами монумент, то его придется переместить или на территорию посольства, или на родину.

Фото: Владимир Снегирев.

Вообще, вся эта история не является типичной для Чехии, где зарегистрировано более тысячи ста воинских захоронений и восемьсот памятных знаков, посвященных русским и советским воинам. Я не раз встречался с примерами удивительно трепетного отношения местных жителей к памяти наших бойцов и командиров. Неоднократно рассказывал об этом в газете. Демарши пана Коларжа и его однопартийцев - это скорее некий вывих, конъюнктурное желание заработать себе политический капитал на скандале.

Впрочем, гуляет по Праге и другая версия, вполне приземленная. Лет десять назад существовал план размещения на площади большой автостоянки. И теперь якобы его вновь извлекли на свет.

***

Перед тем как передать этот материал в редакцию, я навестил площадь Интербригад. Памятник сейчас очищен от краски, это сделали чешские добровольцы. Я подошел к нему вплотную, чтобы сфотографировать табличку со злополучной надписью. Рядом оказался некий субъект лет сорока. Он грязно ругнулся, а затем смачно плюнул на гранит.

- Ты зачем так сделал? - попенял я странному незнакомцу, стараясь быть максимально корректным. Его как ветром сдуло.

Чехи - покладистый и миролюбивый народ. За ними не числятся громкие военные победы. И в этой войне - с памятником маршалу Ивану Коневу - им не победить. Даже если гранитное изваяние полководца исчезнет с площади, все равно Конев останется в истории как один из эпических героев, одолевших фашизм. А тех, кто сражается с памятником, если и вспомнят, то как жалких трусов и мелких негодяев.