Белорусские историки нашли новые данные о партизанах из КЧР
Есть среди них данные и об уроженцах Карачаево-Черкесии, которые, попав в окружение в 1941 году, остались партизанить в лесах Полесья. Работы над общедоступной интерактивной базой данных начались в сентябре прошлого года. Портал наполняется оцифрованными документами из Национального архива Республики Беларусь. Примерный объем архивных материалов, который предполагается использовать, - более 450 тысяч листов, причем некоторые из них двусторонние. Поэтому волонтерам, архивистам и историкам предстоит еще много кропотливой работы.
- Основной ее элемент - индивидуальные электронные карточки на партизан и прикрепленные к ним цифровые копии архивных документов. С помощью этой базы появилась возможность изучить самые разные стороны партизанского движения в Беларуси, в котором принимали участие представители более 50 национальностей и народностей, - говорит директор Национального архива РБ Андрей Демянюк.
Среди отсканированных и обработанных документов имеются сведения о 15 карачаевцах и черкесах. Как выяснилось, крошечная Карачаево-Черкесия дала для Беларуси шесть командиров партизанских бригад, полков и отрядов, группу офицеров-штабистов, 14 командиров рот, взводов, более 30 командиров диверсионно-разведывательных групп, десятки командиров отделений и бойцов. Командирами полков, бригад и отрядов были Осман Касаев, Кичибатыр Хаиркизов, Аскер Бархозов, Курма-ли Кипкеев, Юнус Каракетов и многие другие. Они стойко сражались с врагом, погибнув в боях на белорусской земле.
- Многие уроженцы Северного Кавказа стали командирами отрядов в силу того, что до войны жили в суровых условиях гор. Многочисленные испытания закалили их, сделали смелыми, решительными и инициативными людьми. Эти качества пригодились в суровый час испытаний, - уверен кандидат социологических наук Шарафутдин Узденов.
Яркий пример - история Героя Советского Союза майора Османа Касаева. В конце августа 1941 года он с группой воинов Красной армии оказался в окружении. Прорваться к линии фронта не удалось, и они решили партизанить в Белыничском районе Могилевской области. Касаев сначала стал комиссаром, а затем командиром партизанского отряда, которому присвоили номер 121. Бойцы успешно действовали в Могилевской области. К концу 1943 года в отряде насчитывалось уже более 1200 партизан, и тогда он был преобразован в 121-й партизанский полк (Касаев стал его командиром). К февралю 1944-го полк принял участие в 70 боях, уничтожил более 1000 солдат и офицеров противника, подорвал 33 немецких эшелона.
Однако 17 февраля 1944 года во время рейда в Минской области колонну партизан атаковала немецкая авиация. Касаев получил тяжелые ранения и на следующий день умер. Героя похоронили в деревне Хрипелево, а уже после войны, в августе 1948-го, перезахоронили в братской могиле на улице Лазаренко в Могилеве. В честь Касаева деревня Сермяженка Белыничского района была переименована в Осман-Касаево, его именем названы улицы в Могилеве и Черкесске, школа в деревне Осман-Касаево Белыничского района, перевал на Западном Кавказе. Земляки установили памятный обелиск в деревне Угольщина, а также бюсты Касаева в ауле Учкулан и городе Карачаевске.
А после изучения документов белорусские историки смогли восстановить малоизвестные страницы из биографии отважного командира. Оказалось, что партизанский писарь его однажды… "перекрестил".
- Наградные документы заполнялись зачастую в пылу боя, на коленке, на скорую руку. Секретарь партизанского отряда 11 ноября 1943 года допустил ошибки в написании фамилии и имени своего командира. Так, Осман Касаев стал Асманом Косаевым. По правилам архивного дела мы вносим сведения "с листа" без изменений, - рассказал первый заместитель директора-главного редактора издательского дома "Беларусь сегодня" Михаил Лебедик.
Поэтому искать легендарного партизана на портале нужно под именем Асман Косаев, так как архивное дело не подлежит исправлению.
Также выяснилось, что в Беларуси против фашистов сражались представители и других государств: словаки, перешедшие на сторону партизан, и диверсионные группы заброшенных в Полесье летом 1942 года испанских коммунистов. Так, отряд уроженца Барселоны Франсиско Гаспара Торруса успешно действовал на важнейших немецких коммуникациях - в районе железной дороги Витебск - Полоцк. Под командованием Торруса было пущено под откос шесть эшелонов вместе с паровозами, уничтожено 48 вагонов. В результате "рельсовой войны" испанцев на важнейших для гитлеровцев коммуникациях было парализовано движение на длительный срок. В документах рассказывается и о проблемах, с которыми испанские интернационалисты столкнулись при взаимодействии с белорусскими партизанами. Оказалось, труднее всего уроженцы Пиренеев переносили перебои с продуктами. В этих случаясь они, бывало, впадали в депрессию и становились замкнутыми. К концу 1942 года практически все интернационалисты были отозваны в Москву. А в целом "испанский эксперимент" на Витебщине был признан командованием успешным.