На Дону воспитателя уволили за объяснение фразы из "Конька-Горбунка"

Воспитательница детского сада из Таганрога проиграла в суде, пытаясь восстановиться на работе после скандала с прочтением знаменитой сказки Ершова "Конек-Горбунок". Она ответила на вопрос ребят, что значит "сажать на кол".
РИА Новости

За плечами у воспитателя 30 лет стажа, казалось бы, для нее никаких неожиданностей в работе с детьми быть уже не должно. Но основанием для увольнения Аллы послужил тот факт, что во время чтения сказки на вопрос одного из малышей: "А что значит посадить на кол?"( этой пыткой царь угрожал Иванушке, если он не раздобудет жар-птицу). Воспитательница рассказала, что "человека сажали на кол, кол проходил через тело, и потом человек умирал". После такой трактовки Ершова у одного из ребят появилась тревожность, истерики и страх смерти. Он напрочь отказался ходить в садик. Родители нескольких детей пожаловались на педагога руководству детсада.

Воспитательница считает, что никакого дисциплинарного проступка не совершала, умысел в ее действиях отсутствовал и психического насилия над детьми с ее стороны не было. Она просто выполняла свои обязанности в соответствии с планом работы. Кстати, сказка действительно включена в план по чтению с дошколятами. Да и кто из нас в детстве не читал "Конька-Горбунка" без всяких последствий для психики.

Однако оправдаться Алле не удалось. Воспитательницу уволили по статье 336 Трудового кодекса РФ с формулировкой "за нарушение методов воспитания, включающих среди прочего психологическое насилие над детьми". Женщина не сдалась и подала апелляцию в Ростовский областной суд, потребовав восстановить ее в должности. Но и здесь Алла проиграла, на работе ее не восстановили.

В обществе тут же разгорелись споры. Одни приняли сторону воспитательницы. По их мнению, этот случай стоит в ряду с другими, когда учителей или воспитателей по весьма спорным и часто надуманным поводам увольняли и подвергали гонениям. Достаточно вспомнить молодую спортивную учительницу из Барнаула, сфотографировавшуюся в купальнике. Другие стали на сторону пап и мам. Разъяснения воспитательницы показались им слишком физиологичными и жесткими.

- Сказки вообще не отличаются особой гуманностью, - говорит психолог Марина Клименко. - Вспомните хотя бы про Колобка, которого съела лиса, или историю, где мать заставляет отца отвести детей в лес, потому что самими есть нечего. Народное творчество изобилует подобными сюжетами. А у Ершова, кстати, есть еще и царь, сварившийся в котле. Даже вполне современное произведение про взаимоотношения мухи-цокотухи и паука - отнюдь не сладенькая песнь. "Паучок нашу муху в уголок поволок - хочет бедную убить, Цокотуху погубить!" Маньяк, да и только. Кто-то решит, что вот так в раннем детстве и появляется недоверие к родителям, к миру в целом и закладывается будущее материальное благоденствие психоаналитиков. А я считаю, что сказки - это способ не только развлечь ребенка, но и рассказать ему, что наш мир может быть жестоким, в нем есть несчастья, болезни и смерть. Страх смерти - не так уж плох, он помогает "не перейти границу", быть осторожнее. Дети должны понимать, что такое смерть, и если первое знание приходит из сказок - это хороший вариант, иначе столкновение в реальном мире с такими явлениями может стать тяжелым испытанием.

У заслуженного учителя России Анны Пономаревой другое мнение.

- Все не так однозначно. Надо учитывать, что Алла Е. работала в коррекционной группе с детьми, страдающими нарушением опорно-двигательного аппарата и с неустойчивым эмоциональным фоном психостатуса. Это первое, что должен был учесть опытный педагог. Хотя, по сути, она сделала правильно, ответив на вопрос ребенка. Не отвечать детям совсем или обманывать - ошибка. Я бы сказала, что "сажать на кол" - такое наказание, но не углублялась бы в детали. Это ведь правда, однако в ней нет информации, которую ребенку будет тяжело "переварить" без психологической травмы. О смерти надо говорить, не транслируя тревогу. Тема деликатная, подойти к ней сложно. Лучше, если это сделают люди, имеющие большую значимость в жизни ребенка. Например, родители.

Мнение

Воспитатель с 32-летним стажем работы Любовь Шевякова считает, что коллега не права, рассказывая детям такие подробности. "Потому что дети сразу представят себе эту картину, - пояснила она " РГ". Особенно если ребёнок ранимый с неустойчивой еще психикой, тем более часто болеющий, понимающий и знающий физическую боль. Есть категория воспитателей, которые могут добавить, вот будете озорничать и вас тоже на горох и на кол и т.п.

Эта история заставит многих "самоуверенных" в себе педагогов задуматься. В детских садах очень много наболевших для родителей тем, но то-ли страх за ребёнка, то-ли трусость мам и пап оставляет эти разговоры во дворе или в песочнице".

Комментарий

Ольга Маховская, психолог:

- Я не на стороне воспитательницы. С детьми надо говорить на языке возможностей, а не страхов. Степень условности разговора с ребенком задается доступностью для него тех или иных действий. Например, есть профессиональные предписания, отвечая в детском саду на вопрос "Откуда берутся дети?", не объяснять ребенку, что такое секс. Достаточно сказать, что дети рождаются от любви, а про любовь максимум, что можно - "мама с папой обнимались", без физиологических подробностей. Также и со страшными сказками и их пояснениями.

Страшных сказок много, но сам этот жанр несет в себе противоядие от страха - интересный приключенческий сюжет, игра. Но главное противоядие, конечно, в том, что в сказке все хорошо заканчивается. Куда ни пойдешь, всегда либо кто-то тебе поможет, либо у тебя появится хороший выбор, и добро победит зло. Вот эта логика - несмотря на трудности и испытания, все закончится хорошо, люди договорятся, злодеев изолируют - очень важна. Главный настрой сказок - жизнь многовариантна, и надо искать хороший выбор.

Замечу, что сказки для мальчиков обычно страшнее, чем для девочек, которых в сказках, как правило, не наказывают и не убивают. Это обуславливает более высокий невротизм у мальчишек. Они больше боятся умереть, не выдержав схватку со Змеем Горынычем или другим злодеем. Поэтому и родителям, и воспитателям тут надо быть очень внимательными и осторожными и не спешить с описанием подробностей посадки на кол.

Чтобы амортизировать воздействие страшных сказок, я бы советовала рассказывать их в ключе "это было когда-то" и больше никогда не будет. В современной жизни тебя вместо того, чтобы съесть или спалить огнем, максимум поставят в угол. И добавлять к средневековым сказкам хорошие фантастические истории из жизни современных детей, которые летают в космос, путешествуют во времени и т.п.

Сказки разные по сути. Есть сказки-подсказки, где герой оптимистичен в принципе, как Буратино. А есть сказки-диагнозы про плохих мальчиков и девочек, которых наказали за это. Сказки-диагнозы надо рассказывать дозировано. Когда-то целью таких средневековых сказок была установка на удержание детей, чтобы они никуда не уходили и ничего не пробовали. Иначе тебя съедят, как колобка. Но сейчас мы готовим детей к жизни методом проб и ошибок, поэтому нам надо думать о пропорции разных сказок - и в детском саду, и дома.

Хоррор, хоть в сказках, хоть в кино, он не для детсадовцев, а скорее для подростков, которые чувствуют себя более сильными, поскольку они более способны к абстрагированию и пониманию условной природы сказки.

Подготовила Елена Яковлева

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"