Так случилось, что до региона линия фронта не дошла, но он оказался на передовой тыла. Сюда были эвакуированы многие промышленные предприятия из оккупированных территорий. А в больницах, школах и санаториях развернули госпитали.
Всего на территории Сурского края размещалось более 80 эвакуационных госпиталей, в которых за годы войны проходили лечение от ран и болезней более 200 тысяч советских солдат и командиров. Большинству из них сохранили жизнь. Было возвращено в строй после лечения 72 процента раненых и 90,6 процента больных.
- Местные жители помогали в уходе за ранеными, стирали и чинили постельное белье, проводили уборку помещений, а многие оставались здесь работать, - рассказывает один из авторов книги, председатель регионального отделения Поискового движения России Лариса Казакова. - У многих госпиталей были шефские коллективы, которые также помогали в уходе за ранеными. Например, Пензенская трикотажная фабрика, паровозное депо станции Пенза-I, аптекоуправление, областная малярийная станция…
По прибытии в госпиталь раненые проходили санитарную обработку: душ, ванны, стрижку, бритье. Личные вещи упаковывались в специальные мешки, и все, кроме ремня и обуви, отправляли в дезинфекционную камеру. При загрузке вещей в дезкамеру от персонала требовались внимание и осторожность, так как встречались случаи, когда в карманах шинели, в вещевых мешках находили патроны, пистолеты, гранаты. Ведь раненые поступали с передовых позиций.
В среднем бойцы находились в госпитале около месяца. Идущие на поправку пациенты эвакогоспиталя продолжали совершенствовать свою боевую подготовку. Выздоравливающие, чтобы не потерять квалификацию, учились всему, в том числе и метанию гранат.
У каждого госпиталя было, увы, и свое кладбище, где похоронены те, кого спасти не удалось. Поисковики Пензы полностью восстановили их личные данные, в книге приводятся сведения о каждом бойце - это сотни человек.
Такой объемный труд удалось издать благодаря средствам из Фонда президентских грантов. Также были установлены шест мемориальных досок и семь новых плит с именами умерших от ран бойцов.
- Наши земляки могут гордо именовать себя "гвардейцами тыла", - считает губернатор Пензенской области Иван Белозерцев. - В Пензе собирали легендарную "Катюшу", отливали патроны, обеспечивали бойцов продовольствием и обмундированием. Особую ценность имели пензенские валенки. Пензенский доктор Николай Бурденко стал главным хирургом Красной Армии, несмотря на то, что войну встретил в 65 лет, перенеся инсульт и полностью лишившись слуха. Более 30 тысяч операций сделал другой наш выдающийся хирург Александр Сойнов... По понятным причинам не всех удалось спасти. Авторы книги взяли на себя благородную миссию установить имена тех, кого захоронили на пензенской земле, и увековечили память о них, рассказав неизвестные истории о бойцах и сотрудниках лечебных учреждений.