Новые правила вводили как крупнейшие IT-корпорации, продолжающие вычищать неугодный контент из соцсетей, так и правительства, охваченные идеями защиты национальных интересов. При этом некоторые действия, такие как введение США санкций в отношении китайской Huawei, нанесли серьезный удар по всей международной экономике.
Президент США Дональд Трамп 15 мая этого года подписал указ о чрезвычайном положении и защите телекоммуникационной инфраструктуры страны от иностранных угроз. Спустя два дня Министерство торговли США внесло в черный список китайскую корпорацию Huawei и связанные с ней юридические лица. Минторг аргументировал это решение тем, что компания "вовлечена в деятельность, противоречащую нацбезопасности США и внешнеполитическим интересам". Американским фирмам было указано свернуть сотрудничество с Huawei, в частности, перестать поставлять ей компоненты и оборудование.
Но это был бы слишком чувствительный удар по бизнесу, и Вашингтон вынужден был выдать временную ограниченную лицензию, которая позволила отдельным американским поставщикам продолжить работать с китайской корпорацией. Последний раз эта лицензия была продлена 18 ноября на 90 дней (до 16 февраля 2020 года). В Huawei настаивают, что лицензия имеет ограничительный характер, а компания подвергалась несправедливому обращению. От сотрудничества с китайцами отказался Google, поэтому в новых смартфонах Huawei нет предустановленных гугл-сервисов, и компания развивает свою "экосистему" с собственным магазином приложений. Помимо, внесения в черный список, в августе в США вступил в силу запрет на использование в госструктурах оборудования китайских компаний Huawei и ZTE.
В целом, атака на Huawei стала частью торговой войны США против КНР, которая, по оценкам экономистов уже привела к замедлению темпов роста мировой торговли. Вашингтон при этом уверяет, что кейс Huawei не является предметом готовящейся торговой сделки с Пекином.
Все крупнейшие соцсети продолжили в этом году зачистку контента. Facebook и Twitter удаляли и блокировали аккаунты, которые противоречили их внутренним стандартам, порой весьма нечетким. Также был взят курс на деполитизацию контента. В частности, Google ограничила распространение политической рекламы в поисковике и YouTube, а Twitter объявил о "глобальном запрете на продвижение политического контента".
Политическую рекламу за деньги в следующем году купить в сервисе будет невозможно. "Мы приняли это решение, основываясь на нашей вере в то, что право политическое послание должно быть заработано, а не куплено", - говорится в сообщении компании. Еще одна платформа - YouTube - также поменяла условия пользовательского соглашения, указав, что будет блокировать доступ, "если сочтет, что предоставление Вам доступа к Сервису более не имеет коммерческого смысла".
Как будут работать эти ограничения, и не окажется ли так, что они будут касаться преимущественно тех людей, сообществ, средств массовой информации, точка зрения которых не совпадает со взглядами работников и акционеров IT-компаний, пока неизвестно. Но, судя по тому, как лихо блокируются и удаляются аккаунты в последнее время, нас ждет разгул свободы.
Создатель мессенджера Telegram Павел Дуров, конфликтовавший с российскими властями, попал под удар за океаном. Сегодня ему приходится бороться с могущественной Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Комиссия сочла незаконным проведение его структурами ICO, в ходе которого было продано токенов на 1,7 миллиарда долларов 171 инвестору, в том числе 39 американским покупателям. Эти деньги были инвестированы в блокчейн-платформу Telegram Open Network (TON), криптовалюту Gram, а также пошли на развитие мессенджера.
В SEC считают, что токены и криптовалюта - это де-факто разновидность ценных бумаг, а потому должны регулироваться соответствующим законодательством. "Мы неоднократно заявляли, что эмитенты не могут обойти федеральные законы о ценных бумагах, просто назвав свой продукт криптовалютой или цифровым токеном", - заявил сотрудник SEC Стивен Пейкин. Дуров и его адвокаты уверены, что Gram в момент запуска "будет являться валютой и/или товаром".
Комиссия 11 октября подала иск против Telegram Group Inc. и Ton Issuer Inc. в федеральный окружной суд Манхеттена. Telegram просит суд полностью отклонить иск. Первое заседание запланировано на февраль 2020 года. Если SEC выиграет это дело, то это станет прецедентом и для криптовалютной вольницы наступят сложные времена. Придется раскрывать информацию и выполнять множество бюрократических процедур, предусмотренных для эмитентов ценных бумаг. Ну а Telegram, помимо этого, придется, как минимум, заплатить немаленький штраф.
Государственная дума РФ 21 ноября в третьем окончательном приняла законопроект о предустановке российского программного обеспечения на смартфоны, компьютеры, ноутбуки, смарт-телевизоры. Перечень устройств и программ определит российское правительство, которое поддержало инициативу. Авторы документа считают, что данная мера сделает использование устройств более удобным для россиян.
"Кроме того, законопроект обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний, что позволит уменьшить количество злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий. Законопроект предоставляет российским компаниям правовые механизмы продвижения своих программ и сервисов в области информационных технологий для российских пользователей", - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Документ вступит в силу с 1 июля 2020 года.
Участники рынка восприняли инициативу неоднозначно. Критики считают, что она осложнит жизнь производителям и продавцам смартфонов. Есть также мнение, что из-за этого может вырасти цена на гаджеты, а часть из них исчезнет с прилавков. Кроме того, обсуждается, что Apple может уйти из России, поскольку компания не предустанавливает чужое ПО на свои устройства. По состоянию на конец ноября, никаких официальных комментариев американская компания на этот счет не делала. Информации от правительства о том, каким будет реестр устройств и программ тоже не было.
Одной из самых обсуждаемых в России законодательных инициатив стал проект закона о значимых интернет-ресурсах. Он предполагал ограничение иностранного участия в акционерном капитале таковых 20 процентами. Под его действие попадали такие IT-гиганты как "Яндекс" и Mail.ru Group. 11 октября, на следующий день после того как комитет Госдумы обсудил эту инициативу, акции "Яндекса" обвалились на Мосбирже более чем на 15 процентов, поскольку головная компания у него зарегистрирована в Нидерландах. Ситуацию затем несколько поправило правительство, заявившее, что порог иностранного участия должен быть повышен до уровня 50 процентов минус одна акция. Позднее ситуацию вынужден был прокомментировать президент России Владимир Путин.
"Конечно, нам нужно найти баланс между интересами безопасности и интересами развития рынка. Мы не будем допускать или приводить к ситуации, когда наши иностранные партнеры будут поставлены в невыгодные или неконкурентные условия", - сказал он, и выразил надежду, что правительство предложит гибкие инструменты регулирования.
В ноябре "Яндекс" предложил ряд инициатив, которые должны сделать его деятельность более прозрачной и подконтрольной общественности. В частности, у компании появится Фонд общественных интересов, который получит "золотую акцию" с расширенными правами. Он сможет блокировать по консолидации 10 и более процентов голосующих или экономических акций в одних руках, согласовывать изменения в регламент компании по защите необезличенных данных российских пользователей, а также давать согласие на заключение партнерских соглашений с правительствами других стран. Совет директоров Фонда будет сформирован из представителей университетов и неправительственных организаций.
До недавнего времени "золотая акция" принадлежала Сбербанку. 19 ноября правление банка одобрило ее продажу по номиналу в 1 евро "Яндексу" для передачи в Фонд общественных интересов. А законопроект был отозван на доработку, и все участники рынка смогли выдохнуть.