На фоне массового гастрольного движения 2019 года два спектакля - "Кукольный дом" швейцарского Цюрихского театра и "Король Лир" Национального Старого театра Кракова - стоят особняком. Прозвучали они в Петербурге. Первый, по Ибсену, - на фестивальной "Радуге", второй, по Шекспиру, - на Театральной олимпиаде. Оба стали не просто художественными событиями, а нравственными явлениями.
Польский режиссер Ян Клята, перенося "Короля Лира" в подземелья Ватикана, Лира видел как Папу Римского, передающего власть иерархам Церкви. На главную роль был приглашен мастер польской сцены Ежи Гралек. Сыграв премьерные спектакли, актер умер от рака - уходящего из жизни и теряющего рассудок Короля-Папу он репетировал, уже зная о своем смертельном диагнозе.
Что делать со спектаклем, когда великий актер, на котором он держится, умирает или не может выходить на сцену? Ввести другого исполнителя, посвятив постановку памяти такого-то. Или снять спектакль из репертуара, признав, что в театре незаменимые есть.
Ян Клята выбрал третий вариант - парадоксальный. Спектакль идет с Королем Лиром без физического присутствия Короля Лира. В сценах с участием Гралека звучит его голос, в видеозаписи - его реакции на происходящее, камера смотрит сверху, будто с небес. Партнеры разговаривают с пустым троном, кроватью, на которой он должен был лежать. Все без надрыва. Но трагическая метафора одиночества, пустоты и отчаяния человека, едва отрекшегося от власти, набирает такое крещендо, какого самый гениальный режиссер своей земной волей не добился бы.
Шекспир Яна Кляты дал спасительный урок, что делать людям, чтобы не лишиться рассудка при потере близкого. Как верить и вести себя так, будто никто не умер. По телефону же мы общаемся полноценно только с голосом...
... Весь спектакль "Нора, или Кукольный дом" швейцарского театра Шаушпильхаус в театре молчали. Про то, как наша жизнь уместилась в смартфон. Она зависит от интернета, от зависшего "Фейсбука". Боимся произнести вслух самое важное. Привыкли "думать" пальцами, дробя сообщения по числу знаков, а не по глубине мысли. Едим, спим, танцуем, воспитываем детей, любим, ссоримся и расстаемся "одной рукой". Решая главные жизненные вопросы on-line. Вместо Библии на ночных столиках - телефон.
Режиссер Тимофей Кулябин сцену делит на две части. В нижней, за стеклом перегородки, реальная жизнь. В верхней виртуальная - светится бегущими строками с экранов телефонов главных героев. Какая из них подлинней - не определить. Даже глядя друг другу в глаза, самое главное герои не говорят, а пишут. Драма Ибсена развернулась в мессенджерах.
Лиза-Катрина Майер, сыгравшая современную Нору, призналась, что это один из самых сложных ее спектаклей: актрисе пришлось отказаться от главного инструмента - голоса, интонаций. У Ибсена Нора уходит из семьи, бросает мужа. Здесь Нора уходит из дома, выключая свой айфон. Финал не менее революционный...
Крупнейшим международным проектом Года театра стала Театральная олимпиада-2019. Основатель и президент ее международного оргкомитета греческий режиссер Теодорос Терзопулос оценил олимпиаду-2019 в Санкт-Петербурге как лучшую - за 25 лет ее историю. Впервые олимпиада длилась полгода. "Мы хотели, чтобы в центре нашей олимпиады был человек, и мы представили бы все возможные театральные школы". 82 театра из 22 стран. 480 событий в 26 городах России с марта по декабрь. Более 100 тысяч зрителей, 70 театральных трансляций набрали 12 миллионов просмотров.
Основной площадкой Театральной олимпиады в России стал Александринский театр. "Но олимпиада не замкнулась на одном городе, а вышла на всю страну: от Владивостока до Калининграда, - подчеркнул художественный руководитель Александринки, член Международного комитета олимпиады Валерий Фокин. - Мы хотели охватить как можно больше городов и при этом не совпадать плотно с Всероссийским театральным марафоном. Чтобы у каждого жителя России была возможность стать участником Года театра".
Беспрецедентной акцией стал Всероссийский театральный марафон. В гастрольной эстафете приняли участие 93 театра, в рамках проекта состоялось более 450 событий, которые с учетом онлайн-трансляций увидели семь миллионов зрителей.
Программа "Большие гастроли" в этом году побывала во всех 85 регионах страны и 265 театрах.
Главным проектом, экспортирующим российскую культуру, стали "Русские сезоны". О "Русских сезонах" на совещании с членами правительства в Кремле говорил Владимир Путин, выразив надежду, что фестиваль, который завершился в этом году в Германии, в 2020-м пройдет на таком же высоком уровне и во Франции.
В Германии событий было больше, чем дней в году: 437. С января по декабрь в 90 немецких городах прошли выставки и кинофестивали, оперные и балетные спектакли, мастер-классы и конференции.
В конце ноября "Русские сезоны" получили главную награду в номинации "Лучший фестиваль-2019" престижного международного конкурса The Best Event Awards World в Милане и были названы лучшим международным культурным проектом года.
После Франции и Люксембурга, в 2021 году "Русские сезоны" пройдут на Корейском полуострове, в 2022-м - в Скандинавии.