Жалобы от пользователей соцсетей особенно активно сыплются последние дни. Чаще мошенники, представляясь друзьями, скидывают номер банковской карты и просят перечислить на нее деньги. Якобы на лечение или просто в долг. Теперь пошли дальше - для большей убедительности присылают скриншоты "пластика" с именем и фамилией владельца. Смотрится правдоподобно. Недавно развести пытались и корреспондента "РГ". Оба раза - в соцсети "ВКонтакте". Написала знакомая девушка из университета, в котором учились на одном факультете, но особо не общались. Это и смутило. Рассказала, что не стало ее мамы. Инсульт... Врачи помочь не успели... Попросила любую сумму - будь то 500 рублей или 5 тысяч, поскольку семья покрыть ритуальные услуги не может. Далее - "не будьте равнодушными", "цените своих близких" и тому подобное. В ответ написать ничего не успел - страницу девушки администрация сайта быстро заблокировала.
А вот еще одна легенда - якобы карта заблокирована банком, нужны взаймы на пару дней 3-4 тысячи рублей, пока ситуация не разрешится. Такое "письмецо счастья" впервые прилетело друзьям из списка от журналистки Анастасии Забаровой. "Позвонила подруга и сказала, что я прошу у нее денег. Я открыла на телефоне приложение и не смогла зайти, так как пароль уже сменили, - рассказала она "РГ" . - Некоторые поверили, потому что мои имя и фамилия на карте были. Перевести ничего не успели. Я отсутствовала в Сети от силы минут 20, за пять минут вернула себе доступ и всех оповестила, что писали мошенники. Вообще я часто нахожусь в онлайне, поэтому заметила бы быстрее, но в тот момент была в кино". В службу поддержки банка, указанного на псевдокарте, Анастасия все же сообщила. Еще поменяла пароль от странички, перешла на двухфакторную аутентификацию и удалила из переписок пароли, логины, почту, документы. Как оказалось, все сделала правильно. В пресс-службе "ВКонтакте" рассказали: подозрительные сообщения нужно отмечать как спам. В этом случае поступит сигнал модераторам, которые остановят взломщиков и вернут владельцу его страницу.
- К сожалению, мошенники продолжают создавать новые схемы для обмана пользователей, но мы максимально оперативно берем такие случаи в работу и боремся с нарушителями, - сообщили представители соцсети. - Регулярно обновляем функции для безопасности профилей и данных пользователей.
Банки же советуют перепроверять информацию, даже если карты внешне очень похожи на настоящие. "Этот вид мошенничества известен давно и не имеет никакого отношения к банку, - пояснили в пресс-службе ВТБ. - Мошенники при помощи специальных программ делают фотографию карты любого банка с любым именем, а указывают номер карты, принадлежащей мошеннику и оформленной на дропа - человека, который предоставляет банковскую карту, оформленную на его имя, для транзитных переводов денежных средств". Замдиректора департамента информационной безопасности банка "Открытие" Илья Сулоев призывает не поддаваться давлению и всегда звонить родственникам и друзьям. Если возможности набрать номер нет, можно задать вопросы, ответы на которые знают только близкие.
Отыскать таких мошенников весьма сложно, а порой - практически невозможно. По словам главы представительства Check Point Software Technologies в России и СНГ Василия Дягилева, правоохранительные органы, даже желая поймать преступников, не всегда могут это сделать. "Не хватает доказательств или нет ресурсов, чтобы определить, где искать злоумышленника, - говорит он. - Именно поэтому этот вид мошенничества настолько популярен: наказания практически отсутствуют". К тому же сами жертвы редко обращаются в полицию. "Еще реже такие инциденты объединяются в одно дело, хотя именно это могло бы увеличить размер причиненного ущерба", - подчеркивает начальник отдела по противодействию мошенничеству Центра прикладных систем безопасности компании "Инфосистемы Джет" Алексей Сизов. Тем не менее юрист Европейской юридической службы Евгений Иванов все же настоятельно рекомендует обращаться в полицию. По его словам, действия мошенников можно квалифицировать по статьям "Неправомерный доступ к компьютерной информации" и "Мошенничество в сфере компьютерной информации".
Как же себя защитить? Эксперты призывают соблюдать "цифровую гигиену". Директор департамента информационной безопасности компании Oberon Андрей Головин предлагает читателям "РГ" придерживаться нескольких простых правил.
Например, перед входом в аккаунт нужно обращать внимание на наименование сайта в адресной строке. Злоумышленники часто создают сайты-клоны, которые могут отличаться от адреса оригинала всего одним символом. Введя логин и пароль на таком сайте, пользователь автоматически передает в руки мошенников свои личные данные.
Особо продвинутые могут перехватить ваши данные, пока вы пользуетесь бесплатным WI-FI. "Используйте мобильный интернет. Сегодня он стоит недорого, а скорости вполне хватит и для онлайн-покупок, и для просмотра фильма", - говорит Головин. Не советует он и открывать подозрительные письма, переходить по незнакомым ссылкам - этого достаточно для утечки данных или загрузки вредоносных программ. Еще один важный момент - пароль. "Некоторые пользователи указывают дату рождения, имена, клички животных, - объясняет Головин. - Я рекомендую придумать порядка 12 паролей и менять их раз в месяц. Пароль должен состоять минимум из 8-9 символов и нелогичной комбинации цифр и букв, чередующихся в случайном порядке".
Вот такие скриншоты карт мошенники рассылают пользователям соцсетей. Если вы их получили, не стесняйтесь звонить в банк и проверять информацию о карте и ее владельце. Узнать, какому банку на самом деле принадлежит "пластик", можно и самому. В интернете много сервисов, позволяющих это сделать. Там нужно ввести первые шесть цифр номера карты.