В проекте "Без срока давности" ищут родных красноармейца Ларина

В документах Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК), большая часть которых хранится в фондах ГАРФ в Москве, а другая часть - в областных и республиканских архивах, порой обнаруживаются сведения, которых в другом месте не найти, а сами они проливают свет на судьбу человека, сгинувшего без вести 75 лет назад.
Александр Емельяненков / РГ

Или - даже 79, как в истории с красноармейцем Лариным Геннадием Васильевичем 1921 года рождения из деревни Мельничная, что значилась до войны и какое-то время после в Ставровском, а ныне - Юрьев-Польском районе Владимирской области.

Был у Василисы Лариной из этой деревни сын Геннадий, а как будто и не было: в ноябре 41-го призвали - и словно в воду канун. Лишь через год после того, как закончилась война, в августе 46-го, Ставровский райвоенкомат Владимирской области на основании подворного опроса согласился считать Ларина Г.В. пропавшим без вести с декабря 1941 года. И составил о таких, как Ларин, донесение на 20 листах в областной военкомат.

Оттуда, вместе с сотнями похожих, бумаги на 245 пропавших без вести земляков Геннадия Ларина отправили в Москву, в управление кадров и учета личного состава Минобороны СССР. А потом они на десятилетия осели в фондах ЦАМО в Подольске.

Но оказывается еще в 1943 году, в конце октября, было установлено место и документированы обстоятельства гибели 20-летнего солдата Геннадия Ларина, а вместе с ним еще не менее 300 человек - гражданского населения и военных.

Языком документа

АКТ

1943 года, ноября 1 дня, пос. Карманово.

Мы, нижеподписавшаяся комиссия в составе: председателя Кармановского исполкома райсовета тов. КРУТОВА, райпрокурора тов. ПЕТРОВА, военкома - старшего лейтенанта тов. БОРИСОВА, нач РО НКВД - ст. лейтенант милиции тов. ВЕТРОВА, врача райбольницы тов. ЛИТОШ и представителей от советских, общественных организаций и граждан МИХАЙЛОВОЙ Т.М., БУРДИНОЙ А.К., составили настоящий акт в следующем.

В 1942 году в феврале-марте месяцах немецкими оккупантами в пос. Карманово Смоленской области был организован массовый расстрел граждан и военнопленных бойцов и командиров Красной Армии.

Путем опроса граждан пос. Карманово БУРДИНОЙ А.К., МИХАЙЛОВОЙ Т.М. и других выяснено, что немецкими оккупантами в феврале-марте месяцах 1942 года в пос. Карманово расстреляно более 300 человек советских людей.

Для удостоверения факта совершения злодеяний по поручению райкомиссии была раскопана яма в пос. Карманово по Первомайской улице (дом - быв. ресторан), где производилась фашистская расправа над советскими гражданами и военнопленными красноармейцами. При вскрытии ямы установлено, что яма размером 15 кв. метров и глубиной 3 метра наполнена трупами, среди трупов находились такие предметы как камни, железо и палки. Из сохранившихся на трупах одежды, вещевых мешков и крестьянских сумок, в которых находились белье, кружки, одеяла и банки с продуктами, видно, что расстреляны мирные граждане, дети, военнопленные красноармейцы.

При осмотре трупов обнаружен документ расстрелянного красноармейца ЛАРИНА Геннадия Васильевича, рождения 1921 года - Ивановской области, Небыловского района, Чековского сельсовета.

Представители медицины констатировали следы зверских пыток. У некоторых трупов были разбиты головные черепа, большинство трупов оказались в согнутом обезображенном виде и наложены слоями, это подтверждает, что расстреливали и закапывали живьем на протяжении длительного периода.

Комиссия установила, что по расположению трупов в яме видно, что этих советских граждан и военнопленных красноармейцев бросали и закапывали отчасти и живыми.

В чем и составлен настоящий акт…".

Под машинописным документом три подписи без расшифровки. Можно предположить, что первая подпись - Крутова, а третья (ясно читается) - Михайловой, чьи имена и фамилии упоминаются в тексте.

Такие акты о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков составляли на всех освобожденных от врага территориях и направляли, по инстанциям, в ЧГК. У этого акта, как и у всех прочих, есть исходящий номер, а также номер дела, описи и архивного фонда, где подобные документы хранятся теперь.

Обнаруженная в акте фамилия и установочные данные на пропавшего без вести красноармейца - находка не случайная и не единичная. А от того еще более печальная. За 75 послепобедных лет мы так и не смогли донести до Василисы Алексеевны Лариной и сотен тысяч таких же, как она, матерей и вдов, правду о том, как сложилась фронтовая судьба близких и где оборвалась их жизнь. Отложили в долгий ящик, не удосужились, не проследили или вовсе махнули рукой - даже в тех случаях, когда такая информация была и есть сейчас.

Что в итоге?

На электронных ресурсах ОБД "Мемориал" и "Память народа" я не нашел упоминания Ларина Г.В. в книгах памяти тех регионов, где он родился и откуда ушел на фронт. До войны это был Небыловский район Ивановской области - как указано в акте 1943 года. А в августе 1946-го, когда военкомат составил донесение на Геннадия Ларина как без вести пропавшего, - уже Ставровский район Владимирской области.

Административные трансформации границ и названий, объедение, разъединение, укрупнение сельсоветов, районов и нынешняя "оптимизация" органов местного самоуправления на стыке этих двух областей происходили перманентно и продолжаются до сих пор. Может, по этой причине, может, по другой - не вернувшегоcя с войны земляка на малой родине потеряли. Или - не позаботились о том, чтобы региональные книги памяти, изданные на бумаге, стали доступны на "Памяти народа" и в ОБД "Мемориал".

Но даже при этом пропавший без вести в 41-м красноармеец Ларин Г.В. в цифровом пространстве есть! Лично мне, не выходя из дома, удалось разыскать не один и не два, а пять (!) документов, проливающих свет на судьбу одного отдельно взятого человека.

Первым делом, конечно, донесение Ставровского военкомата, помеченное августом 46-го.

Вслед за тем обнаружилась ссылка на данные о призыве и демобилизации Ногинского горвоенкомата Московской области. Это оттуда 8 ноября 1941 года был призван Геннадий Ларин. А в послевоенном донесении, возможно, со слов родных ошибочно указали несуществующий "Кудиловский" РВК. В Ногинском районе было и есть село Кудиново, но военкомата с похожим названием нигде не встречается.

Дальше - больше.

В Книге памяти мирных жителей пяти районов Смоленской области (Вяземский, Семлевский, Тумановский, Гжатский, Кармановский) обнаружилась такая запись: "ЛАРИН Генадий (Геннадий) Васильевич, 1921 г. рождения, красноармеец. Чековский с/совет, Небыловский (Ребыловский?) район Ивановская обл.? Расстрелян фашистами в феврале 1942 г. в пос. Карманово".

В бывшем райцентре Карманово, недалеко от места, где была обнаружена и вскрыта в 1943 году расстрельная яма, теперь большой воинский мемориал.

На портале "Память народа" в именном списке этого захоронения читаем: "Лавин Геннадий Васильевич, красноармеец. Дата выбытия: 03.03.1943". Искажение фамилии можно отнести на небрежность машинистки в то время, когда создавался начальный список. Или - объяснить ошибкой оператора на стадии оцифровки бумажного списка и ввода его в электронную базу данных.

А впечатанная "с потолка" дата выбытия ошибочна по самой сути и указывает на вопиющее невежество того, кто составлял список и представлял данные. Даже пятиклассники в Кармановской школе знают, что их поселок был освобожден от врага 23 августа 1942 года. А все расстрелы и злодеяния фашистов, о которых говорится в акте ЧГК, были здесь в период оккупации. То есть никак не в марте 43 года.

Откуда, из каких документов всплыли данные о расстрелянном красноармейце и были с грубыми ошибками включены в именной список на воинском мемориале в Карманово?

Как оказалось, еще в 1983 году в Гагаринском военкомате Смоленской области была заведена и тогдашним военкомом подполковником Тужиковым подписана учетная карточка на красноармейца Ларина Геннадия Васильевича, где указано, что он погиб… 1 марта 1943 года, место похорон - п. Карманово Смоленской области. Тужикова нам уже не найти, спросить за такой "учет" не с кого, да и некому…

Результаты проведенного экпресс-расследования не стали неожиданностью ни для меня, ни для моих коллег, с которыми уже не первый год занимаемся восстановлением, сверкой и пополнением именных сведений о погибших в годы войны на смоленской земле и в соседних Московской, Тверской, Калужской, Брянской областях.

Надо ли говорить, что разобраться с именным учетом погибших, захороненных, увековеченных, устранить путаницу в списках, исправить очевидные ошибки, дублирование и, напротив, вернуть в нашу память забытые имена - ничуть не менее важно, чем установка новых памятников и перекладка бетонных плит на уже обустроенных мемориалах.

Очень хочется думать, что на эту публикацию самым заинтересованным и позитивным образом отзовутся в администрации Кармановского поселения на Смоленщине и в Юрьев-Польском районе Владимирской области.

А главу муниципального образования Небыловское Сергея Анисимова, жителей и уроженцев сел Кишлеево, Ставрово, Чеково, их земляков и соседей просим помочь в розыске родных Геннадия Васильевича Ларина. Верим, что с вашей помощью мы исправим историческую несправедливость в масштабе одной человеческой судьбы.

Сообщить полезную информацию можно по электронной почте yemel@rg.ru.

От редакции

Этой публикацией "Российская газета" включается в международный проект "Без срока давности", который инициирован и реализуется активистами Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества "Поисковое движение России" при содействии Федерального архивного агентства, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, МВД, ФСБ, МИД Российской Федерации и Российского исторического общества. Проект нацелен на сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения, выявление фактов и вновь открывшихся обстоятельств о преступлениях нацистов и их пособников на захваченных в период Великой Отечественной войны территориях.