Год назад на Украине появился новый президент

21 апреля Украина отмечает знаменательную дату: год с момента триумфальной победы молодого и энергичного Владимира Александровича Зеленского во втором туре президентских выборов. За этот год всем стала заметна разница между мифическим Василием Голобородько, сыгранным будущим президентом в фильме, и реальным шестым президентом Украины Зеленским. Тот, шестой, нарушил все предвыборные обязательства, и в кратчайшие сроки превратился в облегченную версию своего предшественника.
REUTERS

Украинские социологи группы "Рейтинг" убеждают, что постепенное падение рейтинга президента продолжается со скоростью 2-3 процента в месяц, но все еще выше психологически важной цифры в 40 процентов. Однако, поскольку "Рейтинг" за этот год дал достаточно поводов подозревать группу в ангажированности, в кулуарных беседах обсуждаются другие цифры - максимум 35 процентов на начало апреля, без шансов изменить негативную тенденцию. Разочарованные в Зеленском избиратели - больше половины тех, в кого он год назад вселил оптимизм - уходят в социологическую тень, и не видят для себя альтернативных кандидатов, по крайней мере - в списке, предлагаемом "Рейтингом". И эта молчаливая треть, если не половина украинцев - настоящая оценка годичного президентства Зеленского, и маркер ускоренной деградации самостийной государственности.

Иной вопрос, могло ли быть по-другому. Мог ли человек без политической команды - не считать же таковой сценаристов "95-го квартала" - изменить что-либо в олигархической стране, находящейся под внешним управлением. Последнее при нем стало столь явственным, что уже считается общим местом: государственными компаниями и естественными монополиями, наподобие "Нафтогаза" и "Укрзализныци", управляет не правительство, а наблюдательные советы, состоящие из иностранцев и командированных из различных неправительственных организаций активистов. В свою очередь, Международный валютный фонд (МВФ) диктует президенту свою непреклонную волю, и за обещание дать в долг 2 миллиарда долларов, но с перспективой увеличения кредита, партия Зеленского рука об руку с депутатами Порошенко, и по согласованию с группами влияния, проталкивает через Верховную Раду продажу земли. Решение, против которого принципиально выступали 65 процентов украинцев, и которое еще будет иметь печальные последствия, возможно, и для самого Зеленского. Ведь в своем многосерийном предвыборном ролике он обещал изгнать МВФ и буквально расстрелять депутатов-коррупционеров, но сделал все ровно наоборот. И Порошенко, чьим приговором Зеленский обещал стать, по-прежнему не на скамье подсудимых.

За год стало понятно, что никакой "команды Зе" не существует: управленцев он арендует у олигархов и коллективного Запада. Если "профан в экономике" Алексей Гончарук в премьерское кресло попал из спонсируемой Джорджем Соросом неправительственной организации, то его преемник Денис Шмыгаль - просто рядовой менеджер олигарха Ахметова. Этого владельца самой дорогой в мире недвижимости сегодня называют первым олигархом страны, потеснившим Игоря Коломойского. Собственно, вся украинская политика сегодня свелась к обсуждению того, кто конкретно стоит за тем или иным кадровым решением, и какую еще выгоду выжмет этот некто из населения нищей страны.

За год стало понятно, что никакой "команды Зе" не существует: управленцев он арендует

При Зеленском бюджет разворовывается уже беззастенчиво и на всех уровнях, в том числе теми, кто использует бренд "Слуга народа". Любые капитальные траты вызывают коррупционный скандал - будь то ремонт моста через Днепр или обустройство провинциального сквера. Но поскольку количество используемых коррупционных схем уже таково, что общество не реагирует на раздражитель, то и институт репутации на Украине отмер за ненадобностью. Поэтому, вероятно, ни один статусный коррупционер при Зеленском так и не оказался за решеткой.

Забавно, но при всем проявляемом старании, Украина при Зеленском перестала быть любимым клиентом МВФ. Тексты меморандумов фонда становятся все более ультимативными, позиция жестче, а денег дается все меньше. Вот и обещанные развивающимся странам многие миллиарды долларов на борьбу с коронавирусом обойдут Киев стороной - он получит немногие миллионы. Такое отношение можно считать естественным: от Украины уже получены в управление экономика и земля, зачем платить больше. Утилитарный подход иностранцев к Украине и Зеленскому накладывает отпечаток и на внешнеполитическую деятельность. Его международные визиты представляются триумфальными только лишь в мыслях сотрудников его офиса, ведущих telegram-каналы. Мировые же лидеры, похоже, сделали выводы о способности потешного визитера влиять в своей стране на что-либо.

Действительно, сегодня его можно назвать одним из самых слабых политиков Украины: Аваков, Ахметов, Пинчук, Коломойский, Порошенко и еще с десяток реальных хозяев страны - каждый имеет на должностях в Киеве или в конкретных регионах в разы больше ставленников, чем в принципе есть у президента. Они же владеют медийным и силовым ресурсом, которых лишен Зеленский. Сейчас мэры иных городов-миллионников откровенно третируют назначенных им губернаторов, подавая пример всем остальным. Таким образом, количество настоящих хозяев - людей, которые могут игнорировать или саботировать приказы президента, только растет. В принципе возможность не обращать на Зеленского внимание, или взимать с него ренту за услуги, стала квалифицирующим признаком влиятельного украинского политика. Но всему вместе в учебниках истории и политологии дается единственное определение - феодализация.

Впрочем, полностью "международную поддержку" Украина потеряет не скоро: националистической, продолжающей войну на Донбассе, и поддерживающей накал антироссийской истерики власти еще будут делаться скидки, как до этого они упорно делались антиасадовским группировкам в Сирии, в итоге оказавшимся террористическими. С поправкой на то, что речь идет о европейской христианской стране, государственность Украины сейчас примерно в том же положении, что и иракская, с перспективой фазового перехода в ливийскую. Там, напомним, президент и парламент, признанные международным сообществом, воюют между собой в буквальном смысле - с танками и авиацией. Также как в Ираке, США "заигрались" на Украине с радикалами, а теперь вместе с ними и Европа вынуждена до конца следовать в вашингтонском фарватере.

Мог ли Зеленский представить год назад, что у него сложится позорный союз с Порошенко ради выполнения требования МВФ? Могли ли его избиратели вообразить, что обещавший мир президент будет инспектировать окопы на Донбассе, нацепив шеврон "Украина или смерть", и снова намекать на силовое подавление народных республик? Оставив за скобками логику обстоятельств, Зеленский сегодня напоминает зайца из советской игры "Электроника": он носится с корзинкой между олигархами и центрами влияния, пытаясь не разбить их, уже не украинские, яйца. И чем быстрее он мечется, тем более убеждаешься в том, что перед нами не президент, а ширма, зиц-председатель, который скоро уйдет в отставку со словами: "Дорогие украинцы, это была шутка". Величину своего гонорара за эту малопочтенную роль он обозначил в своем первом интервью в статусе кандидата: от 100 миллионов долларов.