Олег Афанасьевич, вы 33 года проработали предпринимателем в непростых условиях Крайнего Севера, сами не раз преодолевали кризисы. Вероятно, у вас есть, что предложить в современных реалиях?
Олег Ситников: Да, я работаю с первого промысла на самом крупном месторождении газа в мире. Начинал с благоустройства Нового Уренгоя в конце 1980-х, в этих местах высадил более миллиона деревьев, построил с нуля несколько предприятий Ямала, причем все своим трудом, без всяких хитрых "приватизаций". Поэтому у меня есть свое личное видение выхода из сложившейся ситуации, а также пакет конкретных антикризисных предложений, с которыми я уже поделился с профильными министерствами и ведомствами.
Многие предприниматели сейчас просят о прямой материальной поддержке государства - мотивируя тем, что без вливаний из бюджета они не смогут работать. Как вы к этому относитесь?
Олег Ситников: Думаю, не стоит забывать, что раздача денег в регионах может простимулировать проявления коррупции со стороны тех, кто их распределяет. Давайте порассуждаем. Если предприниматель просит денег, то он становится "побирателем", а у настоящего предпринимателя должна быть диверсификация производства. Ему нужно дать не рыбу, а удочку, чтобы он сам мог зарабатывать. Наука и медицина - вот где нужна помощь. Я сам нахожусь в стационаре и вижу, какая колоссальная нагрузка легла на плечи врачей. Предпринимателю нужно помогать по-другому. Как сказал президент на совещании по борьбе с распространением коронавируса: "Нужно создать все условия для того, чтобы компании, организации, предприниматели возвращались в нормальный график работы. Должен быть четкий, понятный перечень организаций, работа которых ограничена из-за повышенных рисков. Остальные предприятия не надо "грузить" разного рода дополнительными справками, разъяснениями и согласованиями". Просто дайте работать!
Сейчас нужно обеспечить стимулирование экономики, мотивировать банки на выдачу кредитов предприятиям, чтобы каждый отказ рассматривался в Торгово-промышленной палате РФ. Следует срочно упростить порядок выдачи лицензий, а некоторые такие процедуры можно отменить и ввести институт саморегулируемых организаций. Ранее выданные лицензии логично было бы сделать бессрочными. Ведь нынешний механизм тоже может дать поле для коррупции и затормозить развитие экономики.
Приведу пример трудностей, с которыми сталкивается бизнес. В 2011 году был принят ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности. Согласно пункту 4 статьи 9 данного закона лицензии стали бессрочными. Но в 2013-м было принято новое постановление. Лицензии на погрузку-разгрузку опасных грузов на железнодорожном транспорте остались бессрочными (так же, как и лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов или сбор отходов I-IV класса опасности), а лицензии на хранение нефти надо оформлять заново, как будто она гораздо опаснее взрывчатых веществ. После таких изменений на Ямале закрылась производственная база для хранения нефти и нефтепродуктов на 2,5 млн баррелей.
Каких еще важных мер и изменений ждут предприниматели?
Олег Ситников: Многие говорят, что настала пора декриминализировать статью о незаконном предпринимательстве, сократив тем самым поле для коррупции со стороны некоторых нечистоплотных сотрудников контрольных и надзорных органов. Надо изменить систему, когда чуть ли не главный показатель эффективности работы этих органов - сколько предпринимателей наказано за нарушения. Это неправильно.
Нужно установить разумные сроки предварительного следствия по преступлениям экономической направленности средней тяжести. Как заявил президент на февральской коллегии ФСБ, "если поступает информация о нарушениях прав предпринимателей со стороны надзорных, контрольных органов, следует оперативно, не формально, а по делу реагировать на эту информацию". Многие СМИ отмечали, что в ЯНАО не возбуждено ни одного уголовного дела по статье 169 УК РФ. Хотя в тех же публикациях подробно описаны случаи нарушений со стороны и силовиков, и чиновников.
Есть жалобы, что иногда чиновники просто не дают работать - например, у нас в регионе было заморожено несколько проектов в сфере производства и торговли газомоторным топливом.
Также нужно расширить полномочия налоговых органов в регионах при заключении мировых соглашений, с продлением срока их исполнения до пяти лет. С учетом новых реалий полезно было бы объявить амнистию для ряда лиц, совершивших правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. Зачем загонять людей в криминал, когда они нужны на экономическом фронте?
Вы озвучили несколько жизнеспособных идей, но сейчас такое время, когда перед страной стоит много сложнейших первостепенных задач...
Олег Ситников: Как уже сказано выше, со своими соображениями я ознакомил профильные министерства и представителей власти. К слову, уже есть реакция - накануне я получил письмо от зампредседателя Госдумы РФ Ольги Тимофеевой, где она поблагодарила за высказанное мнение и сообщила, что мои предложения переданы в профильные комитеты.
Надеюсь, что мои соображения не останутся без внимания и будут воплощены в жизнь. Ведь наша общая задача сегодня - и бизнесменов, и власти, и средств массовой информации - сохранить стабильность экономики и активно стимулировать предпринимательский потенциал.