Большого смысла в этой пресс-конференции не было и быть не могло по причине отсутствия каких-либо достижений, о которых можно рассказать. Так, накануне независимое украинское издание "Страна" провело аудит выполнения Зеленским его предвыборных обещаний - тех, которые должны были стать законами. Счет оказался не в пользу президента: из 21 пунктов его программы условно выполненными сочтены только 3. Но неуклонно падающий рейтинг - всего 33 процента поддержки населения в начале мая, против 73 процентов год назад - вынудил Зеленского еще раз напомнить украинцам, что он просто "честный, порядочный человек, болеющий этой страной", а никак не копия предшественника.
Но его ответы говорили сами за себя. Вот, очищенный от словесной шелухи спич Зеленского о перспективах урегулирования на Донбассе: Минские соглашения для него приоритет, потому что это залог антироссийских санкций, но он готов и к любым другим форматам (по видимому, имелась в виду старая идея Порошенко о привлечении к переговорам подписантов Будапештского меморандума). Хотя Минские соглашения - приоритет, но исполнять их политическую часть Киев не будет, потому что она ему не нравится. Поэтому у Украины есть "план Б", и даже "план Ц", которые Киеву нравятся больше, но Зеленский о них пока никому не расскажет. В остальном он ждет встречи с Владимиром Путиным в любое время.
И это до буквы то, о чем в разных формулировках в течение пяти лет говорил Порошенко. О ситуации на Донбассе Зеленский также врал в стиле предшественника, и разве что не повторил известное - "у нас дети пойдут в школы и детские сады - у них они будут сидеть в подвалах". "Мы не провоцируем. Мы боремся за нашу страну. Мы не стреляем по украинцам. И если бы та сторона перестала стрелять, то все бы закончилось. Но они не знают, что с ними будет", - заявил он, имея в виду отсутствие амнистии для ополченцев, прямо прописанной в Минских соглашениях, которые он не собирается исполнять.
Предположим, что Зеленский не в курсе, как обновленная украинская делегация в трехсторонней контактной группе (ТКГ) вычеркивает любые инициативы по разведению войск и политическому урегулированию. Или не знает, что по данным Совместного центра по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК), за время его президентства в результате артиллерийских обстрелов и снайперского огня в народных республиках погибли 6 мирных жителей, и ранены 72, тогда как на "контролируемой территории" жертв среди мирного населения нет. И добро бы дело, если бы он искренне заблуждался и не знал о реальной ситуации, хуже - когда президент откровенно лжет.
Только улыбку могла вызвать его забота о коронавирусе в Донбассе и России, по поводу чего у Зеленского есть "реальная информация", и он всем живущим не на Украине сочувствует. Но когда вслед за этим он объявил, что Украина - "мастер спорта по борьбе с коронавирусом" и может служить примером для всех соседей, впору было скорбеть. Дело в том, что с точки зрения статистики ВОЗ, возглавляемая Зеленским страна - своеобразный черный ящик. В ней при 42 миллионах "официального" населения к 20 мая проведено менее 250 тысяч тестов (для сравнения, в России - 7,5 миллионов, в США - 12,6 миллионов), и каждый пятый заболевший или умерший - медик. И даже журналисты "Associated Press", проехавшие недавно по украинским провинциальным больницам, сравнили украинское здравоохранение с худшими образцами африканского.
Также Зеленский, обещавший народу только один свой срок, уже замахнулся на второй - "Буду думать, у меня есть чем", а ответ на вопрос об ущемлении русскоязычных украинцев свел к пререканиям с журналистом: мол, раз ему задали вопрос на русском, значит и проблем нет. В этом теперь уверен русскоязычный исполнитель главной роли в русскоязычном сериале "Слуга народа", победивший на выборах благодаря русскоязычным регионам.
К сожалению, не был задан вопрос, лидировавший накануне пресс-конференции в социальных сетях - "Зачем вы пошли в президенты?". Но универсальный ответ на все вопросы он дал: "Я вообще не понял, что произошло". И хотя вопрос касался растущей региональной фронды, Зеленский может использовать эту формулировку в любой непонятной ситуации, из которых, судя по пресс-конференции, состоит его политическое бытие.