"Росавиация при подготовке методических указаний учитывала мнение ведущих российских авиакомпаний и аэропортов, в том числе проанализированы материалы ИКАО и ИАТА", - сообщил "РГ" первый замминистра - руководитель Росавиации Александр Нерадько. Он также заметил, что предприятия гражданской авиации с февраля работают в режиме COVID-19, так что многие авиакомпании уже внедрили и применяют профилактические меры.
Для выхода из режима ограничений предусмотрено три этапа. Большинство ограничений сохранятся на первых двух.
Посадка в самолет должна проходить "с соблюдением мер социального дистанцирования с учетом инфраструктурных возможностей аэропорта", пассажиры должны быть пристегнуты во время всего полета, вставать можно только в туалет, очередь туда должны контролировать бортпроводники. Питание будут поставлять только в герметичной упаковке, напитки - в индивидуальной.
На втором этапе пассажирам только разрешат свободнее перемещаться по салону лайнеров. На третьем этапе сохранятся только два ограничения - повальное измерение температуры у всех входящих в аэропорт и закрытые кафе и магазины в аэровокзалах. Бортпроводники на всех трех этапах должны в полете носить маски и перчатки.
Вокруг того, с какими ограничениями допускать пассажиров в самолеты до конца эпидемии, было сломано немало копий. С особым пристрастием обсуждались правила социального дистанцирования. Роспотребнадзор настаивал на рассадке пассажиров через одного. Авиакомпании говорили, что с таким требованием поднимать самолеты убыточно.
О заполнении только части салона самолета после пандемии сначала заговорили за рубежом, иностранные авиакомпании начали вводить это правило, но затем многие от него отказались. Против правил социального дистанцирования на борту выступила и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). В России о разработке мер по поэтапному снятию ограничений для авиаотрасли 14 мая сообщили в Росавиации. При расстановке кресел по три в ряд предполагалось не занимать среднее кресло, а при расстановке кресел по два в ряд - рассаживать пассажиров в шахматном порядке, сообщало РИА Новости со ссылкой на документ Росавиации. Позже, 19 мая, общие рекомендации для транспорта опубликовал Роспотребнадзор: авиакомпаниям предписывалось заполнять салон самолета так, чтобы число пассажиров не превышало 50% от общего количества посадочных мест.
За авиаторов вступился министр транспорта Евгений Дитрих.
Он отметил, что введение правила социального дистанцирования на борту приведет к росту стоимости авиабилетов до 70 тысяч рублей, причем по самым дешевым тарифам. Чтобы обеспечить рентабельность перевозки, борт должен заполняться на 72-75%, пояснил он. Источники в отрасли тогда рассказывали "РГ", что эти рекомендации не окончательные и предполагается их согласование с представителями отрасли.
Дискуссию вокруг новых правил подогрело обращение Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в минтранс с просьбой не вводить нормы дистанцирования пассажиров в салонах воздушных судов, обнародованное 21 мая.
В тот же день Евгений Дитрих заявил, что своим обращением руководство АЭВТ отнюдь не способствует конструктивному диалогу с Роспотребнадзором и выразил надежду, что этот демарш не помешает дальнейшей работе. Тогда же глава минтранса озвучил планы по разработке совместно с Роспотребнадзором рекомендаций для всех видов транспорта. А в конце все того же дня были опубликованы окончательно согласованные рекомендации для авиационной отрасли.
Эти правила технически исполнимы, хотя некоторые требования носят "успокоительный" характер, отметил в беседе с "РГ" главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
При этом цены на авиаперелеты все равно будут расти, считают эксперты. На восстановление пассажиропотока уйдет несколько лет. Одни будут опасаться летать, а другие в целом сократят количество путешествий, в том числе из-за снижения доходов. Это подорвет позиции лоукостеров: они предлагали недорогие перелеты, работая на грани рентабельности, но получая прибыль за счет большого пассажиропотока, говорит замдиректора Института инженерной экономики и гуманитарных наук Даниил Квон. Многое зависит от того, когда откроются зарубежные линии. Если не скоро, ряд авиакомпаний неизбежно покинет рынок, считает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Для всех видов транспорта общие санитарные требования минтранс и Роспотребнадзор должны утвердить до июня, говорил министр транспорта Евгений Дитрих 20 мая. По его словам, необходимо разработать такие меры защиты, которые обеспечат, с одной стороны, безопасность пассажиров, с другой - не будут убивать экономику перевозок.
В Роспотребнадзоре "РГ" пояснили, что рекомендации по автомобильному, водному, железнодорожному транспорту еще находятся в разработке.
Представители транспортной отрасли заявляют, что уже применяют повышенные правила безопасности, но рекомендации Роспотребнадзора по соблюдению социальной дистанции некоторые перевозчики выполнить не смогут. "Если соблюдать требование, то в автобусе на 20 мест должно находиться только 7 человек. Выполнить это в принципе невозможно", - говорит вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. Работа перевозчику оплачивается за пассажиров, а не за рейс, к тому же непонятно, как контролировать соблюдение дистанции.
Проще ситуация на железнодорожном транспорте. В условиях снижения спроса на перевозки можно рассадить пассажиров подальше друг от друга в вагоне. "В купейных вагонах размещаются не более двух пассажиров в купе, в плацкартных - не более трех в одном отсеке", - пояснили "РГ" в РЖД. В вагонах с местами для сидения в двухместном ряду пассажир занимает место у окна, а в трехместном - один пассажир у окна и один - у прохода.
Пожалуй, единственное, в чем мировые авиалинии "не сошлись" - это меры социального дистанцирования в салонах самолетов. В то время как компании вроде Delta, United, Emirates решили заблокировать места в середине, чтобы обеспечить безопасное расстояние между пассажирами, другие, включая Ryanair и гиганта Air France, на этот шаг не пошли. Так, французские власти разрешили своим перевозчикам не вводить какие-либо ограничения на число людей в салоне, объяснив, что, во-первых, 70% воздуха в самолете постоянно обновляется во время полета, а во-вторых, если количество мест будет лимитировано, это может спровоцировать резкий рост цен на билеты. Без масок посадка на самолет запрещена - такое правило ввели почти все авиакомпании мира. В Европе за масками строго будут следить и в аэропортах. Уже на входе в здание пассажирам будут "настоятельно рекомендовать" закрыть лицо, а также напоминать, что маски следует менять каждые 4 часа. Выбрасывать их нужно, по возможности ничего не трогая, для этого аэропортам советуют заменить обычные мусорные баки на баки с сенсорами, а экипажам лайнеров - подготовить специальный одноразовый пакет. Рекомендовано подумать и о тепловизорах на входе в терминал - в лондонском Хитроу парочку таких уже установили в рамках эксперимента. А чтобы очереди были безопаснее, на пол советуют нанести отметки на расстоянии в полтора метра друг от друга. Изменения коснулись и питания на борту. Перевозчики заменяют привычные контейнеры с горячими блюдами на запечатанные пакеты с легкими закусками, а некоторые авиакомпании, например британский EasyJet, вообще пассажиров кормить перестанут. Откажутся от еды и индийские авиалинии. В США пассажиров обяжут на предполетном досмотре складывать еду в отдельный контейнер, чтобы сотрудникам аэропорта не пришлось с ней контактировать, проверяя содержимое багажа и ручной клади.
Европейским авиакомпаниям рекомендовано отказаться от услуги дьюти-фри во время полета. По тому же пути пошли и индийские власти, они запретили раздавать еще и газеты. Пассажиры ирландского лоукостера Ryanair теперь должны спрашивать у бортпроводников разрешения, чтобы воспользоваться туалетом. Так в компании хотят избежать очередей в уборную.
Подготовила Диана Ковалева
Сергей Мельниченко, гендиректор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":
- Мировая гражданская авиация переживает кризис, подобного которому еще не было. Вот сводки последних событий: Brussels Airlines сокращает тысячу рабочих мест и выводит из своего авиапарка 16 воздушных судов. До конца года американская Delta выведет из парка все свои 18 широкофюзеляжных Boeing 777, а к осени уволит семь тысяч пилотов. Qatar Airways выведет из своего парка около 50 самолетов и сократит персонал примерно на 20 процентов. Emirates планирует вывести из парка 46 самолетов-гигантов A380. Более того, эта авиакомпания сообщила о планах сократить около 30 тысяч рабочих мест. Крупнейшее сокращение в истории пассажирской авиации.
Понятно, почему с таким особым воодушевлением воспринимаются сообщения о постепенном возобновлении пассажирских рейсов. Так, с 21 мая Emirates возобновила пассажирские рейсы по девяти основным направлениям. С 1 июля Ryanair, которая два года назад перевезла больше всех пассажиров в мире, возобновляет 40 процентов рейсов. Начиная с июня Lufthansa возобновит полеты по 106 маршрутам в Европе и по 20 дальнемагистральным.
ИКАО и другие международные авиационные организации подчеркивают необходимость тщательной подготовки к возобновлению полетов. Так, недавно мы опубликовали выполненный нашими специалистами перевод на русский язык очень важного документа Всемирного Фонда безопасности полетов (FSF) "Пандемия: немедицинские аспекты безопасности полетов". Это "дорожная карта" разумных практических действий, которые помогут обеспечить безопасный, гармонизированный возврат к глобальным воздушным сообщениям.
В разгар кризиса безопасность полетов все равно должна преобладать. Что очень важно? Сейчас все полеты, хотим мы того или не хотим, не будут стандартными. И то, что пассажиров, в том числе и российских самолетов, обяжут летать в масках и перчатках - это лишь малая часть проблемы. Необходимо учитывать повышенный риск в системе управления безопасностью полетов после длительного сокращенного количества рейсов. Это касается прежде всего экипажей и самолетов, которые находились в вынужденном простое.
Только что произошла трагедия в Пакистане: разбился пассажирский А320. Катастрофа унесла почти сто жизней. Там еще много непонятного. Но в любом случае расследователи наверняка изучат и возможное влияние на действия экипажа длительного перерыва: Пакистан буквально за несколько дней до происшествия возобновил полеты после их приостановки из-за коронавируса. Пока одно из предположений экспертов, которые изучают доступные фото- и видеоматериалы, что экипаж ушел на второй круг не из-за проблем с выпуском шасси, а из-за того, что пилоты попросту забыли его выпустить перед посадкой.
Пилоты могли с запозданием понять, что шасси находятся в убранном положении, но при уходе на второй круг из-за естественной просадки самолета произошел контакт нижней части двигателей с поверхностью ВПП. Из-за образовавшихся повреждений и течи масла двигатели остановились. Эту версию легко будет подтвердить или отвергнуть, исследовав поверхность ВПП на наличие следов контакта. Черные ящики нашли. Так что специалисты разберутся.
Насколько эффективно соблюдение социальной дистанции на борту самолета: рассаживание пассажиров в шахматном порядке и отказ от среднего ряда кресел? Евросоюз уже заявил: требование о свободных креслах вводить не будет. Если правительство какой-либо страны печется о гражданах и вводит такое требование, то оно, на мой взгляд, должно компенсировать убытки перевозчика. Иначе перевозчик будет вынужден повышать стоимость билетов.
Понятно, что определенный процент авиакомпаний скорее всего не сумеет вернуться в небо. Последние прогнозы Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА показывают: доходы от продажи билетов могут упасть на 252 млрд долларов, или на 44 процента, по сравнению с прошлым годом. Период восстановления будет еще более сложным и динамичным, чем период сворачивания полетов. Всем без исключения придется научиться работать на совершенно другом уровне гибкости и скорости. И главное - соблюдая самые высокие стандарты безопасности полетов.
Подготовила Наталия Ячменникова