Новости

01.09.2020 00:20
Рубрика: Общество

Праздник с маской на лице

Чем российских школьников и студентов встретит новый учебный год
1 сентября за парты сядут 17 миллионов школьников, а в классы придут 1,2 миллиона учителей. Без преувеличения, по занятиям офлайн соскучились все: и ученики, и педагоги. В вузах начнутся лекции для миллиона первокурсников, которые впервые встретят 1 сентября в масках. Такого не было еще никогда.
По занятиям офлайн соскучились все: и ученики, и педагоги. Фото: nemchinowa / iStockphoto По занятиям офлайн соскучились все: и ученики, и педагоги. Фото: nemchinowa / iStockphoto
По занятиям офлайн соскучились все: и ученики, и педагоги. Фото: nemchinowa / iStockphoto

Страна начинает новый учебный год в непростых условиях. Но главное - государственный праздник - День знаний - будет. И никакая пандемия не отнимет его у детей. За месяцы вынужденной удаленки страна поняла, как много значит - нормально учиться. Как много значит хороший учитель.

- 1 сентября - этот день, безусловно, особый для школы. Особый для педагогов, школьников их родителей. Уверен, и я думаю, что все со мной согласятся: в нынешнем году самым важным будет соблюдение санитарных норм, чтобы никто из участников первых школьных звонков или уроков не заболел, - сказал накануне министр просвещения Сергей Кравцов. - Совместно с минздравом проработан вопрос о ежедневном мониторинге состояния здоровья школьников в начале учебного года.

Отмена единых звонков на уроки, гибкое расписание, родительские собрания - в онлайне. А еще - измерение температуры, дезинфекция, тесты на COVID-19… Пандемия многому научила, она диктует новую реальность и новую нормальность. Так, в столице для большинства классов отменили торжественные линейки. Весь персонал московских школ проверен на коронавирус: у трех процентов сотрудников результат оказался положительным - и они временно не будут допущены к работе. Если кто-то из детей заразится, двухнедельный карантин ждет весь класс: "Московская электронная школа" позволяет это сделать без потери качества обучения.

Но в целом, по данным минпросвещения, линейки сегодня состоятся в 75 регионах страны. Где-то - только для первых и выпускных классов. Где-то родителей на них приглашать не будут, или попросят надеть маски. Уроки в разных параллелях начнутся в разное время, как и перемены, завтраки и обеды. Школы открыли дополнительные входы в здание, за каждым классом закреплен свой кабинет.

А учителя смогут по желанию вакцинироваться от коронавируса. Их нагрузку, которая серьезно выросла, их труд и ответственность - оценили все. Очевидно: учитель, также как и врач, - Герой нашего времени.

Сделано все, чтобы не возвращаться к дистанционке. Ни в одном регионе, ни в одной школе эта мера не будет вводиться без крайней необходимости - тем более что прошлый опыт показал - далеко не везде есть хорошая техника, компьютеры, интернет. Поэтому в эти тревожные, но вместе с тем счастливые дни у школьников будет главное - радость сидеть за партами вместе с друзьями, общаться вживую с учителями, получать новые знания не с экрана компьютера.

Отмена единых звонков на уроки, гибкое расписание, родительские собрания - в онлайне. А еще - измерение ­температуры у детей

- Нам предстоит, возможно, самый сложный и насыщенный год школьной жизни. Поэтому, взвесив все риски, за и против, нам всем лучше вернуться к обычным занятиям. При этом помня - шутить со здоровьем детей недопустимо. Действительно, риск заражения коронавирусом остается, - говорит учитель года России-2018, преподаватель обществознания из Грозного Алихан Динаев. - Вот почему нам необходимы беспрецедентные меры безопасности и профилактики в ближайшие месяцы.

Но это - далеко не единственная "новинка" учебного года. Студенты возвращаются в вузовские аудитории. Хватит ли всем мест в общежитиях? Что будет в тарелке у первоклашки? За какими школьными партами должны учиться дети, чтобы и пятерки получать, и осанку сохранить?.. "Российская газета" рассказывает о самом важном, что ждет школьников и студентов в новом учебном году.

Ключи от зачетки

1 сентября на студенческую скамью впервые сядут более миллиона первокурсников. Зачисление идет в лайт-версии: оригиналы аттестатов ребята могут принести в течение всего первого года учебы. С документами ясность есть, но проблем подкидывает "квартирный вопрос". Как всегда. Хватит ли всем поступившим мест в общагах? На вопросы "РГ" ответили ректоры ведущих вузов страны.

Получится ли разместить всех студентов из других регионов?

Михаил Эскиндаров, ректор Финуниверситета при Правительстве РФ: Проблема общежитий есть. Мы уже давно говорим о том, что, по крайней мере, в Москве необходимо строить межвузовские общежития. Сегодня всем и сразу предоставить места в общежитии, увы, невозможно. Наш номерной фонд в этом году - всего 300 мест. Как выходим из ситуации? Обращаемся к другим вузам, где есть лишние места. Действительно, сейчас какое-то количество мест мы "придерживаем" на случай болезни кого-то из студентов. Но вопрос надо решать комплексно.

В ДВФУ большой кампус на острове Русский. Но и поток иногородних, а скорее, иностранных студентов из азиатских стран велик. Всех расселили?

Андрей Шушин, первый проректор ДВФУ: Каждый студент местом в общежитии обеспечен. Иностранных студентов - примерно три с половиной тысячи. Большая часть, конечно, живет в кампусе на острове. Но есть и номерной фонд в материковой части Владивостока. В планах в ближайшие годы построить еще как минимум два-три дополнительных гостиничных комплекса на острове Русский. Сейчас у нас три отдельно стоящих корпуса подготовлено на случай карантина. Но это никак не сказалось на размещении ребят.

Петр Глыбочко, ректор Первого МГМУ им. Сеченова: Мы построили новое общежитие на полторы тысячи мест, но, к сожалению, проблему с нехваткой мест это не решает. Сегодня для них у нас две с половиной тысячи мест в общежитиях университета, и 500 мест мы берем в других вузах Москвы. Проживание наших иностранных студентов в ряде случаев обеспечивают те фирмы, которые привозят их в Москву. Мы готовимся к стройке нового общежития для иностранцев на полторы тысячи мест. Думаю, запустим этот проект уже в нынешнем году. Те же студенты, которые будут работать в больницах, где есть пациенты с коронавирусом, живут в специальных квартирах или в выделенном общежитии в Очакове с отдельным подъездом. Здесь все предусмотрено.

Может получиться так, что приедет студент из другого города, а жить негде?

Петр Глыбочко: Такое бывало. Но все эти ребята сразу у нас "берутся на карандаш", и мы оперативно решаем проблему. С учетом того, что построено новое общежитие, сегодня нам дышать намного легче.

Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Баумана: Проблема у всех одна. Несмотря на то что у нас в общежитии живет пять тысяч ребят, нам не хватает еще примерно половины. Есть система расселения в частном секторе - здесь помогает студенческий профсоюз. Строим общежития. В этом году вводим целый комплекс.

В Санкт-Петербургском политехе Петра Великого 35 тысяч студентов, около 15 тысяч из них живут в общагах. У вас тоже дефицит с местами?

Андрей Рудской, ректор СПбПУ Петра Великого: Почти все наши общежития - уже "антиквариат": в своей массе это постройки 30-40-х годов прошлого века. И значительная часть наших средств тратится, к сожалению, не на увеличение мест в общежитиях, а на улучшение условий проживания. Мы этим занимаемся последние десять лет. Сейчас рассматривается вопрос по строительству у нас студенческого кампуса мирового уровня на 8,5 тысячи мест.

Оригиналы аттестатов студенты могут принести в течение всего первого года учебы

В этом году вузам выделено дополнительно 11,5 тысячи бюджетных мест. Приоритет - регионам. Сколько получили в ДВФУ?

Андрей Шушин: У нас 107 дополнительных бюджетных мест. Половина - на программы в области информационных технологий: в ДВФУ сильная IT-школа. Кстати, на 2021/2022 учебный год на это направление тоже хорошая "надбавка" - 30-40 процентов. Остальная половина равномерно распределилась между программами инженерных, научных, гуманитарных, экономических и юридических направлений подготовки.

Финуниверситет тоже получил дополнительные места. Хороших экономистов много не бывает?

Михаил Эскиндаров: Да, мы получили дополнительно 119 мест. Из университета выходят не только экономисты, финансисты, но и, к примеру, специалисты в области информационной безопасности. Допместа пойдут на подобные направления, и в первую очередь в наши 27 филиалов. Тем не менее нельзя забывать: экономисты по-прежнему нужны и будут востребованы. Я предвижу, что буквально через пять-шесть лет будет дефицит и хороших экономистов, и хороших юристов.

Андрей Рудской: Кстати, несмотря на то, что мы вуз технический, у нас тоже готовят экономистов - но каких? Инженеров-экономистов. Это одна из самых востребованных специальностей. В целом же в питерском политехе рост мест будет: на 2021/2022 учебный год выделено 420 дополнительных мест.

Тем временем

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подписал приказ об организации начала учебного 2020/2021 года в вузах, подведомственных минобрнауки. Руководители вузов должны обеспечить все меры санитарной обработки помещений, размещение антисептиков для обработки рук на входе и в местах общего пользования, измерение температуры бесконтактным способом не менее двух раз в день. "Руководителям находящихся в ведении минобрнауки научных и образовательных организаций... при ухудшении эпидемиологической обстановки принять меры по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий", - говорится в приказе, который вступает в силу 1 сентября 2020 года.

Классное меню

Все ученики младших классов, а это более 7 миллионов малышей, должны получать здоровые, горячие, а главное - бесплатные завтраки. Или обеды, если ребенок учится во вторую смену. И главное здесь, по мнению родителей, - сделать так, чтобы ученики ели в школьной столовой с удовольствием. Чтобы в тарелках ничего не оставалось.

Под контролем мамы

- У меня сын идет в третий класс. Завтрак в школьной столовой стоит 57 рублей. В месяц будет выходить больше тысячи, так что поддержка для семейного бюджета теперь ощутимая, - говорит мама из Ярославля Наталья Радоман. - Ребенок проводит в школе по 4-5 часов. И очень важно, чтобы он мог нормально поесть. Часто, когда дети говорят, что им "не вкусно", на самом деле проблема может быть в другом: блюда просто успели остыть. Либо дети не привыкли к такой пище. Например, многие не любят творожные, рыбные, овощные блюда.

В прошлом году Наталья Радоман предложила внедрить родительский контроль за питанием учеников. Поддержали все, включая управляющий совет школы и директора. "Десант из мамочек" ходил на переменах в школьную столовую: смотрел, что и как едят дети, измерял температуру блюд, оценивал количество отходов. А потом родители высказали свои соображения, как улучшить меню. Школа прислушалась.

- Несмотря на то, что завтраки для начальной школы стали бесплатными, важно сохранять родительское внимание и участие, - убеждена мама. - Оператор школьного питания и администрация области обещают нам представить новое меню. Мы обязательно возьмем его на свой контроль.

Перемена блюд

Ранее глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала, что для контроля за расходованием государственных средств на обеспечение детей горячим и полезным питанием будет использоваться "Индекс несъедаемости". Что это такое? Как пояснили "РГ" в ведомстве, это, по сути, соотношение объема приготовленной и фактически съеденной детьми пищи.

Может, не все знают, но Роспотребнадзор даже разработал специальные методические рекомендации для родителей. Здесь детально прописано, как мамы и папы могут контролировать школьные завтраки и обеды, высказывать о них свое мнение. Например, представитель родительского комитета может проверить соответствие блюд утвержденному меню, наличие и состояние санитарной одежды сотрудников пищеблока, оценить вкусовые предпочтения детей и то, насколько они довольны. Кстати, в приложении есть и образец анкеты для школьника.

А еще из рекомендаций родители могут узнать, какие витамины нужны ребенку и в каких продуктах они содержатся, сколько нужно соли в день (оказывается, не больше 3-5 г). Могут познакомиться с основами правильного питания, чтобы использовать их и дома.

- Питание должно обеспечить правильный рост и развитие ребенка. Большую часть дня дети проводят в школе. Поэтому очень важно, чтобы они нормально ели там. Чтобы им нравилось то, что они едят, - рассказали "РГ" в Роспотребнадзоре. - Показательным является объем и вид пищевых отходов. Блюда, которые не пользуются популярностью у детей, должны быть исключены и заменены на более привлекательные, вкусные и аналогичные по своей пищевой и энергетической ценности. Меню школы должны составлять с учетом предпочтений детей, а также национальных и регионально-климатических особенностей. На питание влияет не только вкус пищи, но и подача, и время, которое отводится на ее прием.

Роспотребнадзор также подготовил методические рекомендации для школ о том, как нужно кормить учеников. В документе - все подробно и по полочкам. Так, до начала уроков родители должны дома покормить ребенка - это и будет его первый прием пищи. Затем - школьный завтрак. Он должен пройти во вторую или третью перемену. Продолжительность такой перемены - не менее 20 минут. Если ребенок учится во вторую смену, то ему нужен полноценный обед. Замена обеда завтраком не допускается.

Если ученик находится в школе до шести часов, может быть один прием пищи. Если больше шести часов, нужны уже два. Продленка до 18.00? Здесь все три элемента: завтрак, обед, полдник.

Что в меню?

Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи. Для 1-4 классов он должен содержать белок (12-16 г), жиры(12-16 г) и углеводы (48-60 г). Варианты продуктов для завтрака: крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные, молочные продукты (в том числе сыры и сливочное масло), блюда из яиц, овощи, макаронные изделия и напитки.

Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Белки (20-25 г), жиры (20-25 г) и углеводы (80-100 г). Целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, овощами, ягодами. Фрукты должны выдаваться поштучно.

Меню разрабатывается минимум на две недели, а обед должен быть составлен с учетом завтрака. Если на завтрак крупяное блюдо (каша, запеканка, макароны), то на обед - мясо или рыба с овощным гарниром. Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня или двух смежных дней. Для учеников, которым нужно лечебное питание, разрабатывается отдельное меню.

Как популяризировать здоровое питание среди учеников? Роспотребнадзор предлагает школам проводить лекции, беседы, викторины. А еще помогут плакаты, иллюстрированные лозунги в столовой, в "уголке здоровья". Ну и, конечно, работать в этом направлении нужно вместе с родителями.

Перед началом учебного года Российское движение школьников узнало о гастрономических предпочтениях более полутора тысяч ребят. Что показал опрос? Под невкусной едой дети понимают недоваренную, недосоленную, холодную, плохо приготовленную пищу. Ребята искренне не понимают, почему в меню школьных столовых до сих пор остаются блюда, которые они заведомо не едят. Пальму первенства держат рыбные котлеты: 29% опрошенных учеников не станут их есть ни при какой погоде. В число нелюбимых попали жареная печенка, гороховое пюре, перловка, полуфабрикатные котлеты, сосиски, разваренные макароны, тушеная капуста...

Если ученик находится в школе не дольше шести часов, может быть один прием пищи. Если больше - уже два. Продленка до 18.00? Нужен завтрак, обед, полдник

Конечно, каждый взрослый понимает: и рыба, и печенка очень полезны для растущего детского организма. Осталось только придумать, как вкусно их приготовить. Какие блюда школьники бы хотели видеть на столах? Каши - доваренные и сладкие, супы - горячие и с мясом, макароны - неслипшиеся, пюре - без комочков. Школьники были бы рады легким фруктовым салатам, нежирному запеченному мясу, фруктам, "оладушкам", сырникам, блинчикам, йогуртам и овсяному печенью. Они и сами не прочь есть полезную еду, но просят лишь о том, чтобы она была еще и вкусной.

Компетентно

Владимир Чернигов, президент Института отраслевого питания:

- Впервые на федеральном уровне на питание школьников выделяются такие большие деньги. И их действительно хватит для того, чтобы кормить всю "началку" вкусно и полезно. Каждому региону осталось придумать, как это сделать. К примеру, в Ярославской области на средства президентского гранта с этого учебного года стартует проект "Школьный шеф". Мы будем привлекать шеф-поваров лучших ресторанов к организации школьного питания. Они придумают, как из "сложного" набора продуктов (рыбы, печени и т.п.) сделать интересные и вкусные блюда, которые понравятся детям. Естественно, с сохранением всех норм полезных веществ, рекомендуемых Роспотребнадзором.

Угол знаний

В этом году за парты впервые сядут почти два миллиона первоклашек и 17 миллионов школьников. Но условия для них оказались очень необычными: дезинфекция, измерение температуры, за каждым классом закреплен отдельный кабинет. Учителя постараются максимально развести потоки детей. А это значит, что школьные коридоры заметно опустеют. Сами же ребята, хочешь не хочешь, будут больше времени проводить за партами. И здесь кроется серьезная проблема.

По оценкам врачей, до 80 процентов школьников имеют нарушения осанки. А в структуре так называемых "школьно-обусловленных" болезней наравне с близорукостью лидируют недуги костно-мышечной системы. Почему? Почти 85 процентов дневного времени учащиеся находятся в положении "сидя". В классе, на допзанятиях, за "домашкой" или просто за гаджетами. И чаще всего дети даже не задумываются о том, что сидеть нужно правильно. Сколько бы родители и учителя не твердили: "Выпрями спину! Не сгибайся в три погибели" - все забывается через пару минут.

- Стул и стол для ученика - казалось бы, такая нехитрая вещь. Но она имеет принципиальное значение. По нашим данным, нарушение осанки более чем в половине случаев связано с тем, что школьная мебель не соответствует росту ребенка, - рассказала "РГ" заведующая лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НМИЦ здоровья детей Марина Степанова. - Научно доказано: неправильно подобранная мебель влияет и на успеваемость. Нарушаются процессы восприятия учебной информации, у ребенка ухудшается способность к анализу, к запоминанию.

Учителя постарше, бабушки и дедушки вспоминают старые, еще советские парты - конторку. Над ними невозможно было сгорбиться - все книжки и тетрадки лежали только под наклоном. Спина оставалась ровной и не уставала на уроке.

- Никакие они не советские, а еще дореволюционные знаменитые парты офтальмолога Федора Эрисмана. Он изобрел эту конструкцию. За ней учился я и все мое поколение, - замечает директор школы N 109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург. - Эти парты сейчас остались только в некоторых сельских школах. Там учителя до сих пор их перекрашивают, берегут. Потому что лучше этой парты ничего не придумано.

По словам Евгения Александровича, сейчас некоторые фирмы стали создавать аналоги парт Эрисмана: с таким же наклоном, с такой же спинкой и другими возможностями.

- У нас есть госпитальные школы в клиниках и онкологических центрах, где мы обучаем детей с угрожающими жизни диагнозами. До того как границы закрылись, нам привезли ученическую мебель из Финляндии. Там не только столешницы с возможностью наклона, там еще и специальное бактерицидное покрытие, что в условиях угрозы возникновения новых патогенов именно то, что доктор прописал. А стулья позволяют детям качаться, менять центр тяжести, - говорит Евгений Ямбург. - Да, для детей, больных очень серьезно, мы это делаем. Но это очень дорого для большинства обычных школ. Как у нас проводятся закупки? Кто предложил цену дешевле, тот и поставляет мебель. И директора школ мало что здесь могут сделать. Но если мы хотим сохранить здоровье обучающихся, нам нужно возвращаться к аналогам парты Эрисмана. В некоторых зарубежных странах это, кстати, уже делают.

Куда же пропала знаменитая парта, которой в этом году исполнилось 150 лет? Почему вдруг вместо нее в классах появились обычные столы? Ни один опрошенный "Российской газетой" эксперт не смог сказать этого наверняка. Известно лишь, что это произошло не вчера и даже не в 90-е годы. "Наклонные" парты продержались в советских школах до 70-х годов прошлого века. А потом в учебных кабинетах столы перешли в наступление. Как вспоминают москвичи в возрасте 50+, еще когда они сами были пионерами, "наклонные" парты в столичных школах уже были редкостью.

Советские парты сохранились лишь в некоторых сельских школах. Учителя до сих пор их перекрашивают, берегут

Что говорят современные санитарные требования? Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, основным видом мебели для учеников начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности школьной парты должен составлять 7-15 градусов.

- Сначала я учился в старом здании - и там абсолютно все столы были обычными, горизонтальными. Когда перешел в пятый класс, построили новое здание школы, закупили туда мебель и технику. И вот там парты уже имели возможность наклона. Правда, никто этим вообще не пользовался. Наоборот, если кто-то из одноклассников поначалу хотел поднять себе столешницу, чтобы было удобнее писать, учителя сразу одергивали его и говорили: "Верни все как было". Уж не знаю почему. Видимо, боялись, что мы что-то сломаем. А потом вообще в некоторых партах механизм убрали "от греха подальше, - делится 10-классник Александр Постоногов.

Парень попросил ни свою школу, ни свой город не называть. Но его пример - очень показательный.

Кстати, еще в санитарных правилах четко прописано, какой высоты должны быть столы и стулья в зависимости от роста ребенка. Например, если девочка ростом полтора метра, высота крышки края стола над полом для нее должна быть 64 сантиметра. Если парень-выпускник и вымахал под 1,8 метра, то для него стол уже должен быть высотой 76 сантиметров.

Однако на практике типичная картина совсем другая: все парты в кабинете - одного размера. На первом уроке за ними сидит, скажем, седьмой класс, на втором - девятый, а на третьем - уже одиннадцатый. Высокий ученик, маленький - без разницы. Правда, в новом учебном году принято решение, что за каждым классом будет закреплен свой кабинет. И приходить уже будут учителя. Но поможет ли это?

- Школьная мебель - это вообще больной вопрос, которому, к сожалению, уделяется очень мало внимания и со стороны педагогов, и со стороны управленцев, - говорит Марина Степанова. - В итоге мы имеем то, что имеем. Если в кабинете нет парт разных размеров, эту проблему не решить. Но ведь важно, чтобы и дома у ребенка было тоже правильно организованное рабочее место. Если ученическая мебель неправильно подобрана, если расстояние между краем стола и поверхностью стула слишком большое или, наоборот, слишком маленькое, учащийся вынужден поднимать или опускать правое плечо во время письма. Это приводит к асимметрии тела, к искривлению позвоночника. Плюс - сокращается зрительная дистанция до книжек и тетрадок, увеличивается нагрузка на глаза. А это одна из главных причин близорукости школьников.

Компетентно

- Федор Эрисман, российско-швейцарский офтальмолог и гигиенист, доказал зависимость появления глазных (близорукости) и телесных заболеваний (позвоночника) от неправильного положения ученика за столом. Он придумал конструкцию парты: скрепленные скамья и стол. Столешница наклонена. Учел оптимальное расстояние для чтения - 30-40 сантиметров от глаза до столешницы. Затем изменения в конструкцию внес студент Петербургского университета Петр Коротков: он увеличил длину парты,чтобы за одной партой могли сидеть два ученика, придумал сбоку крючки для ранцев, углубление для чернильницы, откидную крышку. На мой взгляд, это идеальная парта. Особенно мне нравится подставка под ноги,чтобы исключить необходимость наклонения спины ученика вперед. Спинка скамейки поддерживает нижне-грудной отдел позвоночника и поясницу. Сидя за такой партой, сутулиться практически невозможно. Текст в книге или тетради можно читать под прямым углом, - рассказал профессор Римского университета Сапиенца, доктор медицины, невролог-вертебролог, почетный член самой авторитетной ассоциации врачей-вертебрологов в мире EUROSPINE Джалал Саидбегов. - А зайдите сегодня в класс. Дети все разные, но столы у всех одинаковые. Компьютеры - в ряд. Освещение не с той стороны, с которой бы должно быть... Несоблюдение элементарных гигиенических правил и эргономики - прямой путь к болезням позвоночника. Я почти 40 лет занимаюсь проблемами позвоночника. И могу уверенно сказать: они становятся все "моложе". И все начинается со школы, где ребенок проводит большую часть времени сидя за партой. Все это время его позвоночник испытывает серьезную нагрузку.

Ситуацию нужно срочно менять. Нужно на основе парты Эрисмана создать современную версию школьной мебели. Если нужно, пригласить лучших дизайнеров, конструкторов. Возможность регулировать высоту и наклон мебели - это очень важно. Но не менее важно, чтобы такие парты стали доступными для всех школ. Потому что правильная, эргономично продуманная мебель - это профилактика сколиозов, межпозвонковых грыж, других серьезных нарушений. И еще очень важно, чтобы учителя следили за осанкой ребят, помогали им регулировать столешницы, рассаживали детей за парты соответственно их росту. Профилактика болезней позвоночника со школьной скамьи позволит любой стране мира сэкономить много миллиардов, затрачиваемых на лечение болезней позвоночника у взрослых.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ксения Колесникова
Общество Образование Общество Семья и дети Правительство Минпросвещения 1 сентября - День знаний