27.09.2020 10:15

Первый юбилей Lada Vesta: топ-5 интересных фактов за 5 лет производства

Lada Vesta безусловно - главное событие АвтоВАЗа за всю современную историю. Наверное, первая машина, которая абсолютно на равных сражается с иностранными конкурентами, причем вполне успешно. За время своего производства Vesta смогла полностью перестроить закостенелые процессы советского производства на современные мировые стандарты, правда, далось это непросто. Вспоминаем самые интересные факты из жизни модели за прожитые 5 лет.
1.Lada Vesta так и не стала бестселлером российского рынка

Первый показ машины состоялся на Московском международном автосалоне в 2014 году, а в серийное производство Lada Vesta пошла осенью 2015 года. За несколько оставшихся месяцев АвтоВАЗу удалось реализовать почти три тысячи экземпляров, что дало неплохой задел и надежду на постепенный, но уверенный захват отечественного рынка.

Однако этого до сих пор так и не произошло, несмотря на то, что Lada Vesta постоянно держится в группе лидеров продаж. Единственным успешным для модели годом стал 2018-й, когда Vesta буквально вырвала победу у "Гранты", опередив последнюю всего на 112 проданных машин.

В 2016 году Vesta заняла лишь 4-ю строчку рейтинга. В 2017 году - 3-ю, обогнав Hyundai Solaris. В 2019-м вышла на 2-ю позицию после все той же Granta, на которой остается по сегодняшний день.

Если же считать общий объем проданных за 5 лет автомобилей, то Lada Vesta борется с Hyundai Solaris лишь за третье место. На вершине в недосягаемом пока отрыве находится Lada Granta, а вторую строчку уверенно удерживает Kia Rio.

2.Lada Vesta доказала, что универсал россиянам нужен

За последнее время с отечественного авторынка исчезло немалое количество моделей, а порой и целых классов автомобилей. Среди самых странных исчезновений - любимый в Европе и в общем-то всегда востребованный в России кузов универсал.

Почти все импортные бренды убрали из модельной гаммы этот тип моделей. Объяснение просто: мол, после повальной моды на кроссоверы, брать легковой универсал со стандартным дорожным просветом уже никто не хотел.

На самом деле все дело оказалось в стоимости. Импортируемые из-за границы иностранные универсалы в отличие от локализованных в большинстве своем кроссоверов, просто не выдержали ценовой конкуренции, чем и воспользовался АвтоВАЗ.

В 2017 году на рынок России выходит отечественный универсал класса B+ Vesta SW по очень привлекательной цене, который просто не имеет прямых конкурентов и мгновенно становится популярным. По данным АвтоВАЗа на "сарай" приходится до 40% спроса от всех проданных Vesta, что полностью опровергает утверждение о "нелюбви" россиян к универсалам.

3.Провал "робота" и переход на японский вариатор

Уже при начале проектирования Vesta было понятно, что без автоматической коробки передач современной модели не обойтись - даже консервативный российский авторынок все реже выбирал "ручку", а к сегодняшнему дню показатель продаж "автоматов" превысил рекордные 60%.

Одна беда: исторически невостребованный агрегат АвтоВАЗом, можно сказать, никогда серийно не использовался, а потому возник вопрос о его поиске и применении. В наличии у завода был только древний 4-ступенчатый агрегат Jatco, который на современную машину ставить не захотели. Кроме того, создатели сильно переживали за цену: на момент создания Vesta уже была не сильно дешевле иностранных конкурентов, а автоматическая коробка могла окончательно ликвидировать ценовое преимущество.

В результате выбрали компромиссное решение: на базе отечественной "механики" совместно с иностранными партнерами создали так называемую автоматизированную трансмиссию или проще - "робот" первого поколения с одним сцеплением, который некогда использовался в Европе и Японии, но практически отмер после появления DSG.

При том, что подобная Vesta имела две педали и передачи переключала сама, особенности конструкции не позволяли водителю ездить как на полноценном автомате.

Хотя создатели уверяли в обратном и даже заявляли о востребованности "Весты" с роботом на уровне 20%, реальность все расставила на свои места. По итогам прожитых лет на роботизированную Vesta пришлось лишь 9% спроса.

В результате завод отказался от не самой удачной трансмиссии и был вынужден обратиться к партнерам по альянсу Renault-Nissan, которые предоставили АвтоВАЗу современную агрегатную пару - японский двигатель 1.6 с бесступенчатым вариатором Jatco.

Продажи такой Vesta начались только с осени 2019 года, а после, как и весь авторынок, попали под карантинные ограничения, так что говорить о результатах недешевой версии пока рано.

4.За 5 лет Lada Vesta подорожала на 140 000 рублей

Если быть точнее - на 139 900 рублей. Одной из главных задач на момент создания "Весты" была установка базовой цены на отметке до полумиллиона рублей. На тот момент самый доступный седан Hyundai Solaris стоил 535 900 рублей. Однако коррективы в ценообразование внесли геополитические события 2014-2015 годов, в результате чего уложить "Весту", повсеместно использующую импортные комплектующие, в обозначенную сумму не удалось. В продажу новая Lada поступила по цене от 514 000 рублей.

Само собой, рост цен с учетом инфляции и растущего курса был неизбежен. Надо отдать должное, Lada Vesta в этом плане рекордсменом не стала. Среднегодовое подорожание на модель к сегодняшнему дню составляет около 28 тысяч рублей или на 4,3% в год, что плюс-минус сопоставимо с уровнем инфляции.

На осень 2020 года стоимость самой недорогой комплектации Lada Vesta без учета акций и скидок составляет 653 900 рублей. Справедливости ради отметим, что локализованные иностранные конкуренты подорожали гораздо больше. Тот же Hyundai Solaris сегодня предлагается минимум за 780 000 рублей, что на 244 100 рублей больше стартовой цены 2015 года.

5.Lada Vesta за 5 лет получила 75 модификаций

В России покупатели давно привыкли к тому, что иномарки в своем распоряжении имеют множество вариантов исполнений - разные моторы, разные кузова, разные коробки, передач, разные уровни оснащения, в которых порой можно было просто запутаться.

В российском автопроме все было гораздо проще: модификация, можно сказать, была одна - называлась она если не "Жигули", то "Москвич", если не "Москвич", то "Волга", если не "Волга", то "Нива" или на крайний случай УАЗ. Еще каких-то пару десятилетий назад вопрос владельцу отечественного автомобиля "Что у тебя под капотом?" вызывал недоумение. "В смысле, что? Двигатель!". Никому и в голову не могло прийти, что имеется ввиду выбранная мощность, выбранная трансмиссия или тип топлива. Сегодня все это реальность.

Lada Vesta стала первым российским автомобилем, получившим полноценную модельную гамму модификаций такого масштаба. Только представьте: клиент АвтоВАЗа сегодня выбирает между 75-ю вариациями возможного исполнения одной модели! Обычный седан имеет на выбор больше 20 комплектаций, а его псевдовнедорожная версия Cross в добавок - больше дюжины.

Ну а совсем из разряда эксклюзива - выпуск в серийное производство "заряженной" заводской тюнинг-версии Sport, которая стала первой Lada, базовая цена которой превысила один миллион рублей.

О том, какие еще редкие версии Lada Vesta выпускались за время производства - читайте в отдельном материале.