Россия и Беларусь сформируют единое образовательное пространство
Открывая заседание, директор Института Европы РАН Алексей Громыко отметил, что проведение экспертной сессии в рамках Форума регионов уже стало традиционным.
- Основная задача сегодня - совершенствование системы управления и развитие взаимодействия политиков с экспертным сообществом, - подчеркнул он. - Сессия направлена на взаимодействие в сфере аналитики, которое пойдет на благо интеграции в условиях осложнения международной обстановки.
В свою очередь Михаил Брюханов, замруководителя "Россотрудничества", предложил Постоянному Комитету Союзного государства подумать над продолжением работы экспертной сессии в формате постоянной рабочей группы.
Как отметил сопредседатель Ассоциации внешнеполитических исследований им. А.А. Громыко Сергей Рахманов, сегодня в числе вопросов, которые должны быть предметом обсуждения, - адекватное управление и финансирование научно-образовательной сферы, переподготовка кадров, цифровизация в образовании и экономике, причем не только в коммуникативных технологиях, но и в сфере производства.
Эксперты в один голос говорили, что успех интеграции России и Беларуси во многом зависит от единства общеобразовательного пространства.
- Одной из главных задач должно стать формирование единого образовательного пространства, - заявил Виктор Смирнов, зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. - Также важно пересмотреть дидактические комплексы, разработанные еще в советскую эпоху. Необходимо прийти и к единой процедуре оценки качества знаний выпускников.
По словам сенатора, ЦТ в Беларуси и ЕГЭ в России имеют одну и ту же цель, поэтому эти процедуры должны быть синхронизированы.
Эдуард Крусткалн, советник Посольства России в Беларуси, руководитель представительства "Россотрудничества" в Беларуси, подчеркнул, что на уровне систем образования происходит расхождение в трактовке исторических событий.
- По важным событиям и датам должен идти процесс сближения взглядов, иначе мы можем получить людей с искаженной исторической памятью, которым будет трудно понимать друг друга, - отметил он.
Денис Фомин-Нилов, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, подчеркнул, что в России в 90-е годы активно экспериментировали с исторической памятью, и молодежь, получившая школьное образование в 90-е, имеет деформацию многих совершенно понятных для старшего поколения сюжетов.
- С 2013 года число белорусских студентов в России сократилось вдвое. Сейчас их 10 700 человек. Больше половины - заочники. При этом число белорусских студентов в Польше выросло в два с половиной раза и составляет около семи тысяч, - рассказал исполнительный директор АВИ им. А.А. Громыко Вячеслав Сутырин. Необходимо создание программы академической мобильности между Россией и Беларусью, а также совместных магистерских программ.
- Надо развивать практики, уже дающие результат, - призвал Григорий Трубников, первый вице-директор Объединенного института ядерных исследований. В качестве эффективного инструмента он назвал программы Союзного государства, а также практику академических обменов.
- Через науку и образование мы строим самый мощный мост между нашими народами, - сказал ученый.