Что предложит 12-й кинофестиваль "Датская волна"

С 3 по 8 ноября в Москве пройдет смотр нового датского кино, за двенадцать лет уже успевший стать традиционным событием для любителей скандинавского кинематографа. На этот раз на суд зрителей будут представлены шесть лент, среди которых две биографических драмы, один триллер, одна комедия и один документальный фильм.
kinopoisk.ru

Нильс Арден Оплев, участвовавший в создании крепких детективных сериалов "Спецподразделение" (Rejseholdet) "Орёл" (Ørnen), а также "Миллениума" и "Девушки с татуировкой дракона" по произведениям шведского писателя Стига Ларссона, выпустил биографическую драму "Ты видишь луну, Дэниель?" (Ser du månen, Daniel) о датском фотокорреспонденте Дэниеле Рюе Оттосене, который был пленен в 2013 году боевиками ИГИЛ (запрещенная в России экстремистская организация) во время своей поездки на Ближний Восток и был вызволен спустя тринадцать месяцев. В 2015 году свет увидела одноименная книга датской журналистки Пук Дамсгор, в которой она собрала свидетельства о произошедших событиях.

Еще одна автобиографическая драма - фильм Кристины Росендаль "Наш человек в Америке" (Vores mand i Amerika). Она - о незаурядном датском дипломате Хенрике Кауфманне, который, будучи послом Дании в США во время Второй мировой, подписал "от имени короля" соглашение, позволявшее США защищать Гренландию от оккупации нацистами и осуществлять необходимые поставки в эту часть датского королевства в отсутствие возможности метрополии осуществить это собственными силами. Соглашение было признано ничтожным, а сам Кауфманн был уволен и обвинен в государственной измене. По окончании войны обвинения с него были сняты, а подписанное им соглашение послужило основой для создания американцами авиабазы на северно-западе Гренландии. Не менее интересной была и личная жизнь Кауфманна, превратности которой также нашли отражение в фильме. Главного героя сыграл известный датский актер Ульрих Томсен ("Торжество", "Братья", "Коммуна", "Новый Папа"), чья режиссерская работа "Гаттерби" (Gutterbee) была показана на Московском международном кинофестивале в этом году.

На "Датской волне" будет также показан триллер Дэниела Боргмана "Смола" (Harpiks), в котором снялись такие звезды датского кино, как Гита Нёрбю и Софи Гробёль. В фильме, вошедшем в программы многих международных фестивалей, рассказывается о семье отшельников, Йенсе, Марии и их дочери, Лив. Родители девочки выбрали жизнь в лесной глуши, но любознательному ребенку мотивация взрослых непонятна - и загадочный "цивилизационный мир" неумолимо манит девочку. Любопытная Лив смотрит на него с подозрительностью, помня о нравоучениях старших, но интерес к неизвестному это не уменьшает. Кстати, "в миру" уверены, что Лив давно утонула, а супружеская чета живет на природе в полном одиночестве.

"Психоз" (Psykosia) Марие Грахтё Сёренсен представляет собой сложносочиненный конструктор, в котором основное повествование становится рамкой сразу для нескольких историй. Виктория, замкнутый амбициозный молодой психиатр, систематически занимающийся изучением феномена суицида, направляется в частную психиатрическую клинику для работы со сложной пациенткой по имени Йенни. Постепенно врач проникается интересом к своей подопечной и устанавливает с ней значимый для себя эмоциональный контакт. И с этого момента события начинают развиваться по непредсказуемой траектории. Все главные женские роли играют известные датские актрисы - Трине Дюрхольм, Лиза Карлехед и Виктория Кармен Сонне.

Маунус Милланг, недавно порадовавший российскую публику своей актерской игрой в фильме Томаса Винтерберга "Еще по одной" (Druk), вполне успешно реализует свои задумки и на режиссерском поприще. В черной комедии "Своя ноша" (Selvhenter) он предстанет в образе человека по имени Магнус, подавленного кризисом среднего возраста, собственной ненужностью и беспомощностью под гнетом различных внешних обстоятельств, часть которых он навлек на себя сам. В далекой Испании умирает его отец, и младший брат Эмиль (родной брат Милланга, также сохранивший в фильме собственное имя) уговаривает Магнуса рвануть через пол-Европы, чтобы отец обрел последнее пристанище на родной земле.

Датский поэт, критик, спортивный журналист режиссер-документалист и, пожалуй, один из самых известных эксцентриков датского культурного ландшафта последних десятилетий Йорген Лет, снял фильм "Я иду" (Jeg går), в котором он отправляется в путешествие по реке Меконг, навстречу джунглям и уединению. Пожилой режиссер, проживавший на Гаити во время землетрясения 2010 года, получил физические и психологические травмы, от которых не сумел полностью оправиться. Не боясь обнаружить свою уязвимость, он пускается в увлекательное психологическое самоисследование, наследующее и по форме и по содержанию киноэксперименту семнадцатилетней давности под названием "Пять препятствий" (De fem benspænd). К его созданию Лет сумел привлечь Ларса фон Триера, высоко ценящего творчество старшего коллеги и, в частности, корометражку "Совершенный человек" (Det perfekte menneske), созданную последним еще в шестидесятых.