Три ноль в пользу инженера

Ректор БНТУ - о завтрашнем дне высшей технической школы
Совсем недавно Белорусский национальный технический университет по традиции принимал Форум союзных программ - форум вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства, уже девятый по счету. О том, каким быть университету будущего, корреспондент "СОЮЗа" беседует с ректором БНТУ Сергеем Харитончиком.
Сергей Харитончик: Наше будущее связано с цифровизацией образования. Фото: Предоставлено БНТУ Сергей Харитончик: Наше будущее связано с цифровизацией образования. Фото: Предоставлено БНТУ
Сергей Харитончик: Наше будущее связано с цифровизацией образования. Предоставлено БНТУ

Сергей Васильевич, давайте напомним, о чем шла речь на форуме?

Сергей Харитончик: О том, что инженерное образование - один из ключевых элементов развития экономики. В этом направлении необходимо продолжать активную работу, вкладывать силы и средства в то, что стимулирует прогресс. Работа форума была организована по пяти основным секциям, на которых ученые, молодые специалисты, государственные деятели, эксперты самого высокого уровня представили более ста докладов и проектов.

БНТУ девять лет назад был среди инициаторов проведения таких форумов.

Сергей Харитончик: Наша с российскими коллегами инициатива стала возможной благодаря поддержке Постоянного Комитета Союзного государства и Госсекретаря Григория Рапоты, который участвовал в работе всех форумов. Темы форумов всегда актуальны, а решения востребованы. Так, шестой форум рассматривал проблему энергетической безопасности, в том числе вопросы подготовки кадров для ядерной энергетики, что было вызвано строительством Белорусской АЭС. Седьмой был посвящен формированию университета новой формации - "Университет 3.0", где образование, наука и инновационное предпринимательство тесно переплетены. Главная тема восьмого форума - "Цифровой университет". По результатам форумов разработаны пакеты предложений и проектов в актуальных сферах сотрудничества, в том числе для реализации в рамках программ Союзного государства.

А как эти встречи сказались на межвузовском сотрудничестве?

Сергей Харитончик: Выросли академические обмены, расширилось взаимодействие вузов по подготовке кадров. Например, сотрудничество с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева направлено на подготовку специалистов для атомной энергетики Беларуси. Налажен регулярный обмен студенческими группами, научными и преподавательскими кадрами. Это способствовало тому, что в БНТУ появились новые специальности - по проектированию и эксплуатации АЭС, а также электротранспорта. Организован широкий научный обмен с рядом технических вузов Ижевска, Москвы, Томска, Санкт-Петербурга.

Каким вам видится технический университет будущего?

Сергей Харитончик: В первую очередь в практико-ориентированной подготовке и поиске новых форматов и видов образовательной работы, в ее эффективном сопряжении с научно-инновационной и предпринимательской деятельностью. Используя накопленный опыт по реализации концепции "Университет 3.0", мы будем и дальше создавать условия для дальнейшего развития вуза, чтобы он не только выполнял образовательные, научные и предпринимательские задачи, но и служил своего рода центром для развития предприятий, общественных организаций региона. При этом предполагается активное внедрение современных информационных технологий в образовательную и социальную жизнь университета.

Однако IT-технологии не заменят традиционные машины для перевозки грузов и людей, обработки почвы…

Сергей Харитончик: Человек еще долго будет управлять роботами, отрабатывая и корректируя сценарии их работы и взаимодействия. Поэтому подготовка грамотного специалиста инженерного профиля останется актуальной на многие годы. Это вовсе не означает, что мы готовим инженеров в отрыве от IT-технологий. Будем развивать навыки применения прикладного инженерного программного обеспечения на основе изучения традиционных учебных инженерных дисциплин - высшей математики, физики, сопротивления материалов, теоретической и строительной механики...

Сегодня в экосистеме вуза обучается около 35 тысяч юношей и девушек

10 декабря БНТУ исполняется 100 лет...

Сергей Харитончик: История БНТУ началась с создания в 1920 году Белорусского государственного политехникума, первый набор состоял из 305 студентов. Сегодня в экосистеме вуза обучается около 35 тысяч юношей и девушек. В его структуре 16 факультетов, 9 колледжей, лицей, филиал в Солигорске, научно-исследовательский политехнический институт, научно-технологический парк и опытный завод, санаторий-профилакторий, передовая научная библиотека, единственный в своем роде Институт Конфуция по науке и технике и многие другие учебные и хозяйственные подразделения. Наше будущее неразрывно связано с цифровизацией образования, обновлением материально-технической базы для подготовки специалистов в области нанотехнологий, робототехники, беспилотного и электрического транспорта. За последнее десятилетие в БНТУ открылось более 50 новых специальностей.

Тем временем

В среду в Минске Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота подписал Соглашение о сотрудничестве между Постоянным Комитетом и Международной ассоциацией академий наук. Сегодня, как ожидается, он примет участие в торжествах по случаю 100-летия БНТУ.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.