Главный вывод по итогам года - активно начали работать все тренды, которые закладывались еще три, пять, десять лет назад. Цифровизация, продажи через интернет, доставка, запросы на лидерство в командах, понимание своего покупателя... Все это помогло быть успешным в 2020-м, но зародилось не сейчас. Характерным показателем этого года стало не столько появление новых трендов, сколько развитие старых.
Пандемия оказалась катализатором всех бизнес-процессов. Если что-то работало не очень хорошо, то стало работать еще хуже, если что-то развивалось, то стало развиваться еще быстрее, потому что появилась острая необходимость стать уникальным и незаменимым для клиента.
Начнем с работы в команде. На удаленный режим переходили и раньше. Наше партнерство тоже существует в онлайне не первый год. Раньше такой подход чаще практиковал малый бизнес, сейчас его применяют и достаточно крупные организации. Тут возрастает роль руководителя, корпоративной культуры, системы управления. Есть те, кто давно говорил: "Я не знаю, как заставить работать свою команду". В период, когда они ушли на удаленку, "хронические болячки" полезли наружу. Корпоративная культура - это некий способ договориться. Если она есть, есть иммунитет.
Вообще, ДФО ситуация с пандемией затронула не так сильно, как европейскую часть страны. У нас не было такого жесткого карантина, как в западных и центральных регионах, где большое количество достаточно квалифицированных специалистов оказались в поиске работы. Знаю примеры, когда компании быстро поняли, что там потери сильнее, и сориентировались. Они привозили с запада новых сотрудников уровня линейных руководителей и выше. Кто-то стал работать с Дальним Востоком удаленно, кого-то пригласили переехать сюда, и он согласился. Это дало новую возможность для усиления команды.
Наконец-то бизнесу стало понятно, что ключевой актив компании - это массив информации о клиенте. Получить данные о покупателе можно с помощью программ лояльности. Они тоже появились не вчера. Просто сегодня это уже обязательный атрибут бизнеса, способ быстро узнать, что нужно клиенту в новой реальности. Умение работать с такой информацией, в частности сегментировать клиентов и делать персональные маркетинговые предложения, существенно повышает эффективность рекламы.
Конкуренция. Она давно существует не только внутри, но и между отраслями. Например, студии танца и рисунка для взрослых. Они предоставляют разные услуги, но они конкуренты, потому что в конечном итоге и те, и другие обеспечивают досуг. Более конкурентен тот, кто предоставляет уникальную услугу.
Вообще на Дальнем Востоке конкуренция не так высока, как в других регионах, потому и требования к уникальности бизнеса раньше были ниже. Сейчас покупателей резко стало меньше. И, соответственно, выделились те, чьи услуги более высокого уровня. Возьмем цветочную точку. Еще три-четыре года назад сервис доставки был для нее скорее конкурентным преимуществом. В январе им обзавелись почти все, но еще можно было позволить себе обойтись без этого. Сегодня это обязательная услуга. Если ты ее не оказываешь, ты проиграл конкурентам. А что же тогда может выделить тебя из общей массы? Доставка товара в точное время, а не в какой-то промежуток дня. Пока это преимущество. Но, думаю, уже через год тоже станет обязательным требованием.
Стоит отметить, что в условиях пандемии выгоднее стал смотреться малый бизнес. Он более гибкий, чем крупный, быстрее ориентируется. Ему надо выживать, а для этого либо расти, либо уходить в нишу, специалитет, делать то, чего не умеет никто. Малый бизнес стал быстрее перестраиваться. Крупный, если ситуация не коснулась его жестко, мог позволить себе не меняться.
К примеру, один из продуктовых супермаркетов Хабаровска давно имеет свой интернет-магазин, но работает он со сбоями. Еще до карантина я сам пробовал сделать там заказ, собрал корзину тысяч на десять рублей, потратив на это довольно много времени, но она "слетела" и не сохранилась. Тогда я попытался позвонить в магазин, но не удалось. Это некачественная услуга. Мало начать интернет-торговлю, нужно ввести соответствующий бизнес-процесс: определить, кто собирает, кто доставляет, кто контролирует... Продуктовые магазины не закрылись на карантин, и острой необходимости улучшить услугу так и не возникло. Хотя думать об этом надо.
Кстати, если мы говорим о конкуренции, конкурировать нужно далеко не всегда. Для дальневосточного бизнеса такое непривычно, он боится сотрудничать, но к этому стоит идти. Один из наших клиентов - студия видеомонтажа. Раньше они занимались в основном рекламой. Сейчас стало понятно, что есть большой спрос на ролики для корпоративного обучения. Это открывает новые возможности для сотрудничества с компаниями, которые занимаются обучением, тренингами, проводят ивент-мероприятия. Вместе они смогут создать новый продукт, востребованный на рынке.
Как, учитывая все это, строить планы на дальнейшее развитие? Надо понять, что сегодня не так важна долгосрочная стратегия компании на несколько лет вперед, как ряд краткосрочных сценариев от полугода до года, которые помогают быстро переключаться. В расчет нужно брать не только пандемию, но и курсы валют, политическую ситуацию в мире и множество других факторов, которые могут накладываться друг на друга.