Новости

22.01.2021 20:19
Рубрика: Культура

В первом павильоне "Мосфильма" вручили "Золотых орлов" за лучшие фильмы

На XIX торжественной церемонии вручения Национальной премии "Золотой Орел" собравшиеся обсуждали коронавирус. Делились советами, как победить болезнь, призывали делать прививки... Достижение - то, что премия состоялась не в онлайн-формате.

Как и год назад, лауреаты, номинанты и группы поддержки собрались в первом павильоне киноконцерна "Мосфильм" с той лишь разницей, что присутствующих было меньше, в зале больше двух человек рядом сидеть не могли. Между "двойками" кресел была необходимая дистанция. При входе раздавали наборы - стильные черные маски и перчатки. Однако наши актрисы, продюсеры и режиссеры пришли со своей "амуницией": маски были с бусинками, люрексом, бисером, разных цветов. Всем подала пример Светлана Дружинина - ярко-красная маска в сочетании с помадой того же цвета - пример высокой моды 2020-2021 годов.

Церемонию открыла министр культуры Ольга Любимова. Как раз в день вручения "Золотого орла" исполнился год, как Ольга Борисовна заняла высокий пост. Министр зачитала приветствие президента РФ Владимира Путина и от себя поблагодарила всех, кто выстоял в этот непростой 2020-й год и продолжал работать над фильмами.

Затем на сцену вышла актриса и певица Полина Агуреева и спела песню о том, что не следует терять веру и надежду. Видеоряд к композиции - наши врачи, которые мужественно боролись с коронавирусной инфекцией.

Главный врач Первой Градской больницы Алексей Свет вручил награду в номинации "Лучший неигровой фильм".

"Мы все поняли в этом году, что мы - герои какого-то документального сериала, причем не знаем, чем он закончится", - сказал доктор.

Он напомнил, что все, чем занимаются сегодня, и врачи и кинематографисты, совсем не игра. В номинации "Лучший неигровой фильм" победила картина "Пространство стиха. Борис Слуцкий" режиссера Виктора Ткачева.

Лучший короткометражный фильм - "One Mango, Please" (режиссер Надежда Михалкова).

"Мне нечего сказать, это просто бонус. Последнее, что я могла сделать с моей фамилией - это стать режиссером. Но если есть, что сказать - надо говорить. А все остальное - это просто бонус, - сказала Надежда Михалкова, получив приз. А потом не сдержалась. - Это так круто!"

Лучшим анимационным фильмом названа лента "Хозяйка Медной горы" (режиссер Дмитрий Геллер).

Лучшим зарубежным фильмом в российском прокате, по мнению академиков, стала лента "1917" Сэма Мендеса, ранее отмеченная самыми крупными международными премиями, такими, как "Оскар" и "Золотой глобус".

Актриса Светлана Немоляева - яркое украшение церемонии в этом году - получила "Золотого орла" в номинации "Лучшая женская роль на телевидении" за сериал "Дипломат". Зал встал, когда она вышла на сцену. Получая награду, российская кинозвезда не удержалась от воспоминаний о том, что для нее значат стены "Мосфильма". Лица присутствующих просветлели - "Мосфильм" многое значит для каждого кинематографиста.

Максим Матвеев стал обладателем крылатой статуэтки в номинации "Лучшая мужская роль на телевидении" за работу в сериале "Триггер". "Триггер" назван и лучшим телесериалом. И зал не может сдержать эмоций - этот проект многим пришелся по душе. Награду получили продюсеры Александра Ремизова и Иван Самохвалов.

Александра Ремизова, которая и принесла в компанию "Среда" идею сериала - он ранее назывался "Провокатор", рассказала о том, что это ее первый приз, поблагодарила Александра Цекало, который поверил в них, и - отдельно - Максима Матвеева.

Режиссер Сергей Урсуляк вышел на сцену получить награду в номинации "Лучший телефильм-минисериал". "Одесский пароход" - лауреат. Продюсер Антон Златопольский вышел также. Он поблагодарил Михаила Жванецкого, которого уже нет с нами, за то, что тот одобрил идею и даже сам снялся в проекте. Урсуляк тоже поблагодарил Жванецкого, который "на протяжении более чем 50-ти лет играл особую роль в нашей жизни".

Лариса Долина исполнила песню "Звон" из репертуара Андрея Сапунова, представляя одного из номинантов в категории "Лучший фильм". Закончив композицию, певица попросила зал почтить память и Сапунова, и Бориса Грачевского, и других, ушедших в последнее время. Лариса Долина вручила приз за лучшую музыку к фильму. Его получил композитор Юрий Потеенко, написавший музыку к картине "Доктор Лиза" (режиссер Оксана Карас).

Фильм "Союз Спасения" Андрея Кравчука получил "Золотого орла" в номинации "Лучшая работа звукорежиссера". Ощущение, что для этой картины на сегодняшней церемонии это - только начало.

Так и есть! В номинации "Лучшие визуальные эффекты" конкурируют Main Road Post (фильмы "Вторжение" и "Вратарь галактики") и Film Direction FX "Союз Спасения". Вторая награда за сегодняшний вечер у "Союза Спасения".

И первая награда фильму "Стрельцов" Ильи Учителя поклонниками фильма воспринимается, как "Гооол!". Это "Золотой орел" за лучший монтаж (Дмитрий Корабельников и Александр Кошелев).

Награда в номинации "Лучшая работа художника по гриму и пластическим эффектам" - Татьяне Вавиловой. Третья награда в копилку "Союза Спасения". Получая "Орла", Вавилова плачет. Слезы настоящие и зал растроган. Кричат "браво!".

Но это еще не все. В номинации "Лучшая работа художника по костюмам" тоже выигрывают "Союз Спасения" и Екатерина Шапкайц.

К слову, у картины в этом году - 13 номинаций. Больше всех. И вот еще один приз - Сергей Агин стал лауреатом в номинации "Лучшая работа художника-постановщика".

"Золотого орла" в номинации "Лучший сценарий" получил Андрей Зайцев за фильм "Блокадный дневник". Со сцены он сказал, что его роль в написании "Лучшего сценария" довольно скромная, ведь есть Даниил Гранин, Алесь Адамович и Ольга Берггольц: "Мне оставалось только взять их воспоминания, бережно перенести их на экран, ничего от себя не придумывая". Спасибо им.

Александр Домогаров, сыгравший Михаила Милорадовича в фильме "Союз Спасения", получил награду за "Лучшую мужскую роль второго плана". Мария Аронова за яркую роль в картине "Лед-2" - лауреат в номинации "Лучшая женская роль второго плана".

"Сейчас многое будет зависеть от "Стрельцова" - звучит с экрана. Операторы фильмов "Стрельцов", "На острие" и "Союз Спасения" претендуют на "Золотого орла" в этом году. Игорь Гринякин получил статуэтку за картину "Союз Спасения" и со сцены вспомнил, как режиссер Андрей Кравчук во время съемок говорил ему: "Мы можем! Мы должны!" Это и стало его девизом, до сих пор помогает ему работать.

Ольга Озоллапиня победила в номинации "Лучшая женская роль" (фильм "Блокадный дневник"). Ольга рассказывает со сцены, как ее поначалу не утвердили на эту роль. Режиссер Андрей Зайцев считал, что она - комедийная героиня. В итоге ее утвердили за месяц до начала съемок. Режиссер сказал, что его сподвигла принять это решение sms актрисы со словами "Давай встретимся, поговорим!". Его сразила ее убежденность в том, что она все может и справится с ролью. Ольга очень подробно поведала залу, как тяжело далась ей работа в картине. У нее была сильная аллергия на грим - по замыслу ей даже меняли форму глаз. Художники обморозили себе пальцы, потому посыпали актрису на морозе искусственным снегом, который тут же таял. Также Ольга призналась, что ей помогло в работе то, что она отучилась в Академии Никиты Михалкова. "Никита Сергеевич, я пришла к вам неживая. А вы мне дали живую воду и научили меня себя любить", - сказала актриса.

Юрий Борисов получил "Орла" за "Лучшую мужскую роль" за работу в фильме "Калашников". "Юность все перевернет!" - энергично провозгласил со сцены Борисов.

Вполне ожидаемо награду за лучшую режиссерскую работу получил фильм Андрея Кончаловского "Дорогие товарищи!". Напомним, что лента выдвинута от России на "Оскар" - это и есть большой шаг к признанию.

Приз "За вклад в кинематограф"... В этом году его получила актриса, режиссер и продюсер Светлана Дружинина. Речь ее - эмоциональные мемуары за пять минут. "Без него жить невозможно!" - призналась Дружинина в любви к кинематографу.

Кульминация вечера - "Золотой орел" лучшему фильму года. Зал разделился. Одни предрекают победу "Блокадному дневнику", другие - "Дорогим товарищам!", третьи - "Союзу Спасения"... А есть еще "Лед-2" и "Стрельцов". Светлана Дружинина вручает главный приз: "Это - уникальная премия, о которой можно мечтать, стремиться. Она говорит о том, что все в этом фильме на высшем уровне. Все номинации, которые перечисляли за вечер...."

"Блокадный дневник" Андрея Зайцева - лучший фильм года по мнению киноакадемиков "Золотого орла". Напомним, что он же получил Гран-при Московского Международного кинофестиваля в этом году.

... Через пять дней, 27 января, отмечается День снятия блокады Ленинграда. Награда оказалась символичной. Андрей Зайцев сказал о том, что в наши тяжелые времена коронавируса не стоит забывать: были дни, когда людям было еще сложнее. Но они выстояли. Чего пожелал и всем присутствующим - выстоять и снимать кино.

Поздравляя Андрея Зайцева с серьезным успехом - получением сразу трех национальных кинопремий, включая главную, - напомним читателям интервью с автором фильма, опубликованное в "РГ" в мае прошлого года. Долгий путь картины к экранам тогда только начинался, но слухи о ней уже стали поводом для первых атак бдительной публики. Ответом на такую критику формата "я Пастернака не читал, но осуждаю" и стало это интервью.

Дорога в вечность

В субботу, 16 мая, исполнится 110 лет Ольге Берггольц - "блокадной мадонне", автору повести "Дневные звезды". Книга осталась в истории одним из самых сильных свидетельств испытаний, выпавших людям в годы великой войны и великого сопротивления. Как и трагический "Блокадный дневник", как и книги Даниила Гранина, это отражение той невообразимой реальности, в какой жили люди осажденного Ленинграда. Трагический образ того, о чем забывать не имеет права никто.

Эти книги легли в основу фильма "Блокадный дневник" о первой блокадной зиме 41-го, работу над которым завершил режиссер Андрей Зайцев. Мне повезло его посмотреть, и теперь он в моей душе и памяти рядом с лучшими, самыми пронзительными книгами и фильмами об Отечественной войне. Думаю, после трагической фрески Элема Климова "Иди и смотри" у нас не было столь мощных по воздействию картин народной беды и, одновременно, величия и силы народного духа. Фильм должен был выйти весной, но пандемия смешала планы, и теперь премьеру планируют на начало 2021 года. Пока же вышел трейлер, который можно увидеть на сайте "РГ". И мы говорим с режиссером о том, как создавался этот уникальный человеческий документ.

Когда и как вы решили заняться блокадной темой?

Андрей Зайцев: Когда я в молодости приезжал в Питер, всегда преследовала мысль: возможно, вот в этой самой комнате какой-то мальчишка умирал от голода и холода. А потом в более зрелом возрасте прочитал "Блокадную книгу" и понял, что люди должны это видеть - как все было на самом деле. В книге была отсылка к "Дневным звездам" Ольги Берггольц, и стало ясно, что сюжет этой автобиографической повести идеален для фильма: героиня идет через весь город, чтобы в последний раз повидать отца. Через эту ее одиссею можно показать блокадный Ленинград - показать масштаб бедствия. Получилась фреска, мозаика из маленьких сюжетов, в каждом - концентрация страданий и боли.

В память западает почти сюрреалистичный образ замерзшего города. Это сгусток художественной фантазии?

Андрей Зайцев: Это документальная реальность. Я писал сценарий, основываясь на "Дневных звездах", свидетельствах "Блокадной книги" и воспоминаниях Даниила Гранина. И никогда не позволил бы себе что-то сфантазировать на тему блокады. Это святая тема, и все, что есть в фильме, - воспоминания переживших блокаду. И у Гранина, и у Берггольц, и в дневниках блокадников есть подробное описание города зимой 1941 года - самой лютой, когда от мороза и голода погибло очень много людей. Потом научились как-то налаживать жизнь, еды стало больше, и в более поздних съемках улицы выглядят не так убийственно. А первый год - самый страшный. В декабре отключили электричество, операторы сдали камеры, и этой жестокой зимы почти нет ни на фото, ни в кинохронике. И нам было важно, чтобы зрители увидели, каким был Ленинград, чтобы пережили это описанное блокадниками состояние. Все заледенело, снегу - по пояс. Мы даже не смогли это полностью воссоздать - у нас просто не было столько снега. В реальности было еще тяжелее, но память об этом пока жива только в дневниках, а визуально я почти нигде этого не видел.

Самой жестокой блокадной зимы 41-го почти нет ни на фото, ни в кинохронике. Нам было важно, чтобы зрители увидели, каким был тогда Ленинград

Как вам удалось воссоздать тот же Невский, превратившийся в снежный сугроб?

Андрей Зайцев: Мы построили декорацию, ждали зимы, но только в феврале 2018-го случился знаменитый снегопад. Осталось это снимать, а потом дополнить компьютерной графикой - так возникли Казанский собор и Спас на крови. Город в ту зиму был пуст, тих, весь завален снегом, отчего улицы казались шире, и Невский проспект, образ которого к тому же преломлен через сознание героини, кажется бесконечным. Особенности сознания человека в тот страшный год очень важны для фильма, и мы пытались воспроизвести этот субъективный взгляд: взгляд на другую планету. Блокадники писали, что еще недавно и представить себе не могли, что опрокинутся в доисторическую эпоху, в ледниковый период, где уже ничто не напоминает о цивилизации.

Андрей Зайцев - выпускник журфака МГУ и Высших курсов сценаристов и режиссеров. Военной темой занимается давно, имеет множество наград, включая Премию правительства РФ, за фильмы "Виктор Астафьев. Веселый солдат", телевизионный цикл "Моя Великая война". Его игровые фильмы "Бездельники" и "14+" триумфально прошли по фестивалям России, Германии, Франции, Южной Кореи, Италии. Дважды был лауреатом и дважды - членом жюри фестиваля "Дубль дв@". Фото: РИА Новости

…И эта заторможенность всех движений, нечто замороженное, сновидческое.

Андрей Зайцев: Так описано в "Блокадной книге": город сравнивали с замерзшим подводным царством. На всем огромном Невском - с десяток фигур, все истощены и подобны привидениям. Ноги отекали, каждый шаг давался невероятным трудом. Брели, наклонившись вперед, словно против ветра. Лица пергаментного цвета - люди сидели дома при свете коптилок, налитое в них машинное масло чадило, лица закопченные, темные. От жуткого холода все замотаны с ног до головы - не разобрать, мужчина или женщина. И Гранин, и Берггольц вспоминали, что образ блокадника - это не исхудавшее лицо, кожа и кости, и не оплывшее лицо, потому что голод заливали водой, и лицо отекало, две щелочки вместо глаз. Это прежде всего смертельно уставшие, мертвые, не выражающие никакого желания глаза. Читаешь такое - и не нужно ничего фантазировать, просто пытаешься воссоздать то, что подробно описано. Ищешь такие лица, такие глаза, пытаешься погрузить актеров в такое состояние.

Потрясает сцена с хлебом, который пытаются отобрать: хриплые неразборчивые крики, не осталось ничего человеческого…

Андрей Зайцев: Это тоже реальная история, и она целиком вошла в наш трейлер. Завхоз вез на санках хлеб детям. Санки на кочке перевернулись прямо рядом с очередью за хлебом. Буханки вывалились, и очередь как током ударило: потеряв контроль над собой, люди бросились к хлебу. Но в последний момент мужчина успел прокричать, что это детям. И истощенные, измученные голодом люди опомнились, помогли собрать и сложить обратно весь хлеб. А вы можете себе представить, как тогда действовал один только запах пищи? Блокадники пишут: кто не голодал - ничего про себя не знает. Ко всему можно привыкнуть, но не к голоду. Каждая клетка организма - кости, мышцы, нервы - кричит: накорми меня! Мутится сознание, ты перестаешь себя контролировать. Кстати, первыми в блокаду начали умирать мужчины: их организм меньше приспособлен к голоду. У женщин, будущих матерей, есть от природы заложенный запас, у мужчин его нет, и они сгорали за пару недель, превращаясь в живые скелеты. Некоторые теряли рассудок и выхватывали хлеб у получившего его в очереди человека. Их валили и били, но они продолжали его лихорадочно жевать - это тоже описано в "Блокадной книге". Было все, но важно другое: большинство ленинградцев оставались людьми и делились последним куском хлеба с ближним, зная, что могут умереть, - это невероятный подвиг духа. Мне кажется, именно поэтому мы победили.

Как удалось погрузить в такое состояние актеров, массовку?

Андрей Зайцев: Я долго выбирал лица. А когда массовку замотали в эти тряпки, и она оказалась на заваленных снегом улицах, словно произошел какой-то щелчок, в людях накопилась некая энергетика. Наверное, это и есть магия кино: сама атмосфера работала на погружение, а дальше шла химическая реакция. Это все витает в воздухе и передается через камеру на пленку. И я видел перед собой настоящих блокадников в осажденном городе - было страшно, до мурашек по коже.

Я всего только зритель, но было тяжело. А вам и актерам пришлось это пережить.

Андрей Зайцев: Происходит адаптация: так солдат в окопе быстро привыкает к смертям, к трупам. Блокировка: уже нет острых ощущений. И мы на площадке ничего уже не чувствовали - просто включались в технически сложный процесс съемок. Труднее всего было читать "Блокадную книгу": такая концентрация страданий, что я мог осилить не больше пяти страниц подряд, потом - невыносимо, душат слезы. И все эти неимоверные страдания ленинградцев - как бы сказать: не отмолены. Даже Музей блокады, созданный сразу после войны, был закрыт, а уникальные свидетельства блокадного быта - уничтожены. И почти сорок лет в городе, пережившем эту трагедию, ничто о ней не напоминало: музей снова открыли только в 1989-м, из артефактов мало что сохранилось. Так что перед блокадниками мы в огромном долгу. Ведь сколько фильмов снято о Холокосте - а здесь люди тоже страдали и умирали, но память о них не сохранилась в той мере в которой они заслуживают. Очень хотелось восстановить справедливость и показать, как все было на самом деле.

Поразительная актриса в главной роли - кто она?

Андрей Зайцев: Ольга Озаллапиня, очень хорошая актриса. У нее была сумасшедшая по сложности задача играть человека, который знает, что вечером умрет. Ее героиня в последней стадии истощения, когда уже ничего не хочешь, кроме того, чтобы дойти до отца, обнять его и умереть. Ей нужно было каждый день погружать себя в это состояние, надевать килограммы тряпок и ватников, брести по колени в снегу. Но она выдержала все восемьдесят смен, полностью отдавшись этой роли.

Человек может ко всему привыкнуть. Привыкнуть к голоду - невозможно. Фото: kinopoisk.ru

Потрясают сцены с отцом. Как вам работалось с Сергеем Дрейденом?

Андрей Зайцев: Кроме него, я никого больше в этой роли не видел. Только он мог сыграть такого отца, какой был у Ольги Берггольц, - она к нему шла через весь город, уверенная, что скоро умрет. Он очень добрый, теплый, человечный человек, что сыграть невозможно - это видно на экране. После встречи с таким папой возвращается желание жить и у зрителя, и у главной героини.

Как возникло это буколическое начало фильма: расположение гитлеровцев под Ленинградом, пышная Гретхен, музыка Моцарта, игра в войнушку?

Андрей Зайцев: В немецких дневниках есть эпизод: на батарею, обстреливавшую город, к одному из лейтенантов приехала невеста, и он решил сделать ей подарок: дать пострелять по Ленинграду. Снимая эти эпизоды, мы не хотели карикатур: никакие не "арийцы", всех ненавидящие, а жизнерадостные молодые люди просто выполняют то, что им поручено, и вообще не думают о том, что там, в Ленинграде, происходит. Работа однообразная, им скучно - это видно по немецкой кинохронике. Никто на них не нападает, самолеты их не бомбят, и каждый день ты должен сделать сколько-то выстрелов по далекому неведомому городу. Они себе и ванну в землянке поставили, и письма печатали на пишущей машинке, - не война, а дом отдыха. Но вот они стреляют, снаряд летит - и мы видим, в какой кошмар оборачивается эта веселая игра в войнушку.

Как вы относитесь к версиям, что блокадные тяготы касались не всех - были привилегированные? Это другая сторона суровой правды о войне?

Андрей Зайцев: Люди, использующие служебное положение, были, есть и будут, и в "Блокадной книге" есть описание таких людей. В своем дневнике мальчик, потом умерший от голода, пишет, как он и его семья медленно погибают, а соседи по квартире варят мясо, и он слышит этот мучительный запах. Было и такое. Но, по свидетельствам блокадников, проявлений самопожертвования, помощи друг другу было значительно больше - потому и выстояли. Судьба страны висела на волоске - но она победила. Молодые поколения уже плохо представляют себе, что такое война в реальности. И поэтому мне так важно, чтобы как можно больше людей посмотрело наше кино, чтобы фраза Ольги Берггольц "никто не забыт и ничто не забыто" не стала анахронизмом.

Из досье "РГ"

Андрей Зайцев - выпускник факультета журналистики МГУ и Высших курсов сценаристов и режиссеров. Военной темой занимается давно, имеет множество наград, включая Премию правительства РФ, за фильмы "Виктор Астафьев. Веселый солдат", телевизионный цикл "Моя Великая война". Его игровые фильмы "Бездельники" и "14+" триумфально прошли по фестивалям России, Германии, Франции, Южной Кореи, Италии. Дважды был лауреатом и дважды - членом жюри фестиваля "Дубль дв@".

Культура Кино и ТВ Наше кино Премия "Золотой орел" Кино и ТВ с Сусанной Альпериной РГ-Фото