Новости

28.01.2021 19:05
Рубрика: Экономика

Здоровые процедуры

Минэкономразвития согласовало реформу банкротства юрлиц
Минэкономразвития внесло в правительство доработанный, но сохранивший основные первоначальные положения проект масштабной реформы банкротства юрлиц. Об этом рассказал замминистра экономического развития Илья Торосов журналистам.
 Фото:  Владимир Песня / РИА Новости  Фото:  Владимир Песня / РИА Новости
Фото: Владимир Песня / РИА Новости

В проекте учтены замечания Государственно-правового управления президента, он согласован с другими ведомствами, сняты основные разногласия с деловыми объединениями, сказал Торосов. Однако, по его словам, теневые игроки, которые эксплуатируют недостатки института банкротства, пытаются заблокировать реформу на разных уровнях, чтобы спасти свой бизнес. Минэкономики готово к дальнейшему обсуждению, но предпочитает перенести его на площадку Госдумы, дал понять Торосов.

Предыдущий проект МЭР внесло в правительство летом, рассчитывая на запуск реформы с начала 2021 года. Он предполагает введение реструктуризации долгов как отдельной реабилитационной процедуры, чтобы на площадке суда у добросовестных должников была возможность найти компромисс с кредитором и договориться о дисконте в рамках 4-летнего плана погашения задолженности. Дисконт может быть довольно существенным, так как в среднем кредиторам удается возвращать лишь незначительную часть долга (по итогам 2019 года - около 5%). Действующие реабилитационные процедуры редко вводятся (менее 2%) при этом затягивают процесс, отметил Торосов.

Ликвидацию бизнеса, который невозможно спасти, планируется проводить за год - как минимум в два раза быстрее, чем в среднем сейчас.

Согласно проекту, торги на повышение цены заменят англо-голландские аукционы - "качели", когда в рамках одной торговой сессии происходят торги на повышение с разворотом на понижение и снова на повышение и возможностью подключения участников в ходе торгов.

Реформа даст шанс добросовестным должникам спасти бизнес, договорившись о скидке с долга

Для банкротящейся компании будет введена обязанность прекратить хозяйственную деятельность через 9 месяцев после открытия конкурсного производства - кредиторы смогут продлить срок, но только за свой счет. Это должно покончить с "вечными" банкротствами.

Для расширения числа потенциальных покупателей законопроект предполагает раскрытие сведений о торгах как минимум за 30 дней до их проведения на едином маркетплейсе.

Вводится возможность продажи бизнеса целиком, без распродажи по частям (в том числе продажа без инвентаризации через реорганизацию в форме выделения), чтобы, с одной стороны, сохранить предприятие и рабочие места, сменив неэффективного собственника, с другой - повысить процент удовлетворения требований кредиторов.

Также, по словам Торосова, законопроект исключает контроль над должником недобросовестными бенефициарами. Контролирующее должника лицо не сможет назначить своего арбитражного управляющего - он будет назначаться через случайный выбор на основе балльной оценки, зависящей от успешности ведения дел. На собрании кредиторов контролирующее и заинтересованные лица лишаются права голоса (исключение - для банка, если он использовал залог акций только для обеспечения кредита); понижается очередность удовлетворения требований контролирующих лиц. Если ФНС доначисляет налоги, то требования по ним обеспечиваются залогом имущества должника, залог ФНС может иметь преимущество перед залогом банка, если в суде доказана недобросовестность банка при получении имущества в залог.

Управляющий партнер "ПБ - Лигал" Александр Панин также отмечает ориентацию реформы на создание множества небольших СРО арбитражных управляющих, которая позволит стимулировать конкуренцию между ними, что вынудит управляющих работать качественнее.

Экономика Бизнес Правительство Минэкономразвития Господдержка малого бизнеса