Экономике нужны технари

До VI Всебелорусского народного собрания осталась ровно неделя
Считаные дни остались до VI Всебелорусского народного собрания, масштабного события, которое определит вектор движения страны на годы вперед. В частности, предстоит рассмотреть проект Программы социально-экономического развития Беларуси на предстоящую пятилетку.
Роль инженерного образования в инновационном развитии Беларуси да и Союзного государства в целом постоянно растет. Фото: Белта Роль инженерного образования в инновационном развитии Беларуси да и Союзного государства в целом постоянно растет. Фото: Белта
Роль инженерного образования в инновационном развитии Беларуси да и Союзного государства в целом постоянно растет. Белта

Заметное место в решении экономических и научно-технических задач принадлежит инженерам. Как организовать их качественную подготовку в наше динамичное время? Вопрос актуален для многих вузов Союзного государства. Своим видением работы в этом направлении с корреспондентом "СОЮЗа" поделился делегат VI Всебелорусского народного собрания, ректор Белорусского национального технического университета, доктор технических наук Сергей Харитончик:

- В чем мне видится дальнейшее развитие инженерного образования? Безусловно, можно много говорить о видоизменении мировой экономики под влиянием IT-технологий, цифровизации образования, повсеместном использовании компьютерных технологий и цифровых систем коммуникации и многих других процессах. Но, основываясь на многолетнем опыте, в БНТУ убеждены, что переход к новой образовательной парадигме должен быть поступательным. Дальнейшее развитие инженерного образования мы видим в первую очередь в усилении практической составляющей, на чем неоднократно акцентировал внимание Президент Беларуси.

Что здесь имеется в виду? В первую очередь - открытие филиалов профильных кафедр на предприятиях реального сектора экономики и в научных организациях.

Сегодня действуют около ста таких филиалов на крупнейших промышленных предприятиях - МАЗ, МТЗ, МЗКТ, а также в институтах Национальной академии наук Беларуси. Там студенты проходят практику, выполняют практические работы, курсовые и дипломные проекты. Для университетов такое взаимодействие хорошо тем, что модернизация промышленных гигантов осуществляется непрерывно. Поэтому изучение специальных вопросов в реальных условиях производства под контролем специалистов-практиков дает хороший эффект. Однако следует законодательно закрепить статус филиала кафедры и его подчиненность руководству предприятия, дать ему возможность ввести в штатное расписание работников филиала.

Отдельным пунктом в развитии инженерного образования мы видим эффективное сопряжение образовательного процесса с научно-инновационной и предпринимательской деятельностью. В БНТУ работает один из первых научно-технологических парков, по сути, еще одна научная школа университета. Сотни студентов активно участвуют в инновационных проектах по созданию новых предприятий и высокотехнологичных производств в БНТУ. Например, в области разработки медицинских изделий и оборудования для проведения сердечно-сосудистых операций. Они входят в инжиниринговую группу технологов, конструкторов, программистов, практикующих врачей. Трудно переоценить ценность такого взаимодействия.

Роль инженерного образования в социально-экономическом и инновационном развитии страны постоянно растет, как и спрос на молодых инженеров. Техника, материалы и технологии также стремительно меняются. И сегодня для технических вузов необходимы более быстрые темпы обновления применяемых в учебном процессе оборудования и приборов. Со стороны государства обеспечивается соответствующая поддержка. Но желательно вовлечь в процесс укрепления материально-технической базы предприятия-заказчики инженерных кадров. Это можно сделать путем налогового стимулирования, основываясь на опыте зарубежных стран. Убежден, что VI Всебелорусское народное собрание даст импульс дальнейшему качественному развитию интеллектуального ресурса Беларуси.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.