Проект указания, который расширяет перечень действий, относящихся к манипулированию, Банк России опубликовал для обсуждения. Как пояснил его представитель, ЦБ будет оценивать эффект воздействия публикации на характер ценообразования, целесообразность и умышленность намеренного введения в заблуждение, экономические резоны автора.
С приходом массового инвестора на финансовый рынок появилось много "фаст-фудной" аналитики - в телеграм-каналах, соцсетях, отмечал директор департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ РФ Валерий Лях в интервью агентству "Прайм". Впервые о пресечении попытки манипулирования рынком через Telegram ЦБ сообщил в марте. Тогда он заблокировал счета более 60 розничных инвесторов сразу после того, как по сигналу в мессенджере они начали покупать акции компании МРСК Юга, чтобы затем продать их по более высокой цене. За рубежом похожие случаи не редкость. Так, в США большой резонанс вызвала координация пользователей форума WallStreetBets в соцсети Reddit, в которой их стратегией было заработать на хедж-фондах.
Из проекта ЦБ следует, что вне подозрений останутся прогнозы и оценки банков, брокеров, управляющих компаний и рейтинговых агентств, если их выводы основаны на общедоступных данных. При этом в их аналитике часто используются рекомендации "покупать", "продавать" или "держать" и оценки возможной доходности, которые, разумеется, далеко не всегда оказываются точными.
Очень важно, чтобы реализация инициативы ЦБ не пошла в ущерб развитию взаимодействия между профучастниками рынка и клиентами, отмечает гендиректор "Открытие Брокер" Юрий Маслов. "Мы, как и многие крупные брокеры, на регулярной основе публикуем собственные аналитические материалы, которые размещаем на официальных страницах компании в соцсетях и, в том числе, в Телеграм-канале "Открытие Инвестиции", - говорит он. - И считаем это важным каналом коммуникации и способом донесения информации до клиента".
Банк России исходит из того, что в любом случае добросовестный аналитик не должен преследовать цели побуждать инвесторов покупать или продавать активы, он должен давать профессиональный аналитический продукт, а не заниматься псевдо-маркетингом, пояснили "РГ" в пресс-службе регулятора. "Надо учитывать также и лингвистические способы подачи аналитического материала, - отметил представитель ЦБ. - За ошибки Банк России не наказывает, аналитик за них платит своей репутацией".
Пока неясно, как именно Банк России сможет наказывать авторов телеграм-каналов, если они анонимны. В любом случае по новым составам манипулирования нарушителям грозит только административная ответственность.