28.05.2021 09:00
    Поделиться

    В апреле более чем в два раза выросло число аварий с детьми

    Вероятность гибели ребенка в машине в три раза выше, чем под колесами

    Больше чем в два раза выросло количество аварий с участием детей в апреле этого года по сравнению с апрелем 2020 года. В два с половиной раза увеличилось число погибших в них детей. Рост, и не маленький, произошел по всем параметрам аварийности с детьми. Впрочем, причина такого "всплеска" очевидна. В прошлом году, как раз в апреле, был введен режим самоизоляции. И тогда не то что дети - машины на улицах появлялись редко.
    Сергей Савостьянов

    Пандемия в прошлом году сыграла злую шутку: все показатели аварийности резко пошли на убыль. Но восстановившийся дорожный трафик наверстал упущенное. И теперь мы анализируем его плоды. Чтобы картина была достовернее, сравнивать показатели мы будем не только с прошлогодними, но и с теми, что были в 2019 году.

    Впрочем, вне зависимости от того, сколько аварий с детьми произошло, тенденции оптимизма не вызывают.

    В ответе за тех, кого везешь

    Всего с начала года произошло 3795 ДТП с участием детей. Прирост по сравнению с данными прошлого года составил 5,2 процента. В них погибли 132 ребенка, что на 30,7 процента больше показателей прошлого года.

    "Цифра крайне неприемлемая, - заявил на совещании с руководителями органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими госуправление в сфере образования, по вопросам организации летней занятости несовершеннолетних и обеспечения их безопасности заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин. - Какие мы разделяем виды ДТП, в которых участвуют дети? Это три основные категории: дети-пассажиры, дети-пешеходы и дети-водители. ДТП с детьми-пассажирами и детьми-пешеходами по количеству сравнялись. Они составляют порядка 42 - 47 процентов. Однако по тяжести последствий опаснее ДТП с детьми-пассажирами".

    В каждом шестом ДТП с детьми - пассажирами до 12 лет зафиксированы нарушения правил их перевозки. То есть дети перевозились без детских удерживающих устройств

    С начала года произошло 1827 ДТП с детьми-пассажирами. Это на 8,8 процента меньше даже по сравнению с "карантинным" прошлым годом. Однако число погибших в таких авариях выросло до 95 детей. Для сравнения: в 2019 году было зафиксировано 2335 ДТП с детьми-пассажирами. В них погибли 82 ребенка.

    Согласно анализу аварийности за прошлый год, проведенному Научным центром безопасности дорожного движения МВД России, в каждом шестом ДТП с детьми-пассажирами до 12 лет зафиксированы нарушения правил их перевозки. То есть дети перевозились без детских удерживающих устройств. Смертельные травмы получил каждый третий ребенок.

    Многие считают, что если им недалеко ехать, то и пристегивать детей не надо. Трагически ошибочное мнение! Как показывает практика, большинство аварий происходит в первые 40 минут с момента выезда автомобиля. Даже если водитель предельно аккуратен и соблюдает все Правила дорожного движения, важно еще помнить, что на дорогах есть и другие водители, за действия которых вы не можете ручаться. Пресловутое русское "авось" может стоить жизни вашим детям, и полагаться на него попросту недопустимо. Но ведь полагаются!

    Как известно, детское кресло спасает ребенка от гибели в большом количестве аварий. Согласно тому же исследованию НЦ БДД МВД России, тяжесть последствий аварии как минимум в два раза ниже для детей, пристегнутых в детском удерживающем устройстве, чем для тех, кто был без него. А если кресло установлено на заднем сиденье за водителем, то в 4 раза ниже.

    Авария одна - погибших много

    Трагическое происшествие случилось 30 апреля. Лихач выскочил в лоб грузовику, от удара грузовик опрокинулся на проезжавший микроавтобус, в котором перевозили детей на соревнования. Казалось бы, водитель микроавтобуса в аварии не виноват. Но по сути это была организованная детская перевозка, которая осуществлялась с нарушениями.

    Напомним, что при перевозке восьми и более детей необходимо оформлять поездку как организованную перевозку группы детей.

    При организованной перевозке детей ни одного смертельного ДТП не зафиксировано. Фото: Сергей Михеев

    По словам Олега Понарьина, в вопросах безопасности детей есть три ключевых момента: безопасность транспортного средства, надежность водителя и качество организации перевозки детей.

    "Автобус должен быть оборудован ремнями безопасности, обозначен знаками "Перевозка детей" и дополнительным сигналом желтого или оранжевого цвета, - поясняет генерал. - Он должен быть технически исправен. К водителям также требования достаточно прозрачные: стаж управления автобусами не менее одного года и отсутствие нарушений ПДД, предусматривающих лишение водительского удостоверения или административный арест за последний год".

    Маршрут перевозки группы детей автобусами должен быть заранее проработан, а максимальная скорость перевозки не должна превышать 60 км/ч. Кроме того, все места промежуточных остановок должны быть заранее определены и безопасны, в том числе с точки зрения охраны общественного порядка.

    "Правоохранительные органы должны знать заранее о перевозке, - напомнил Олег Понарьин. - Такой механизм предусмотрен и, вспоминая ставропольский случай, следует отметить, что никто не проинформировал ни органы образования, ни комитет по спорту о том, что такая перевозка должна была осуществляться".

    Не все детские перевозки сопровождаются машинами ДПС. Сопровождение обеспечивается, если колонна состоит как минимум из трех автобусов.

    Тот микроавтобус, что вез детей на соревнование в Ставрополье, не нуждался в сопровождении. Но поездка должна была быть оформлена как организованная перевозка группы детей. А вот этого сделано не было. К сожалению, очень многие организаторы поездок не занимаются оформлением таких перевозок. Это требует времени, да и не всякий автопарк готов предоставить под детскую перевозку автобус. А там, где предоставляют, это стоит дороже, чем просто зафрахтовать автобус, не оформляя детской перевозки. Но ведь безопасность детей дороже любых денег! Согласно статистике, еще ни при одной организованной перевозке групп детей не зафиксировано смертельных ДТП. И надеяться на авось, на то, что с нами такого не случится, при организации поездок детей - очень плохая практика.

    Вези аккуратно

    ДТП с детьми-пассажирами в абсолютном большинстве случаев происходят из-за беспечности родителей и водителей, которые их перевозят. Они допускают превышение скорости, не учитывают метеоусловия, перевозят детей непристегнутыми либо без детских удерживающих устройств. Бывает, детей перевозят нетрезвые водители. Кстати, в этом году наблюдается рост таких ДТП в 15 регионах страны, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

    Можно ли исправить ситуацию административными мерами? Ранее звучало предложение ограничить скорость передвижения машин, которые перевозят детей. Однако это предложение сложно реализовать. Дело в том, что наиболее безопасна для движения скорость потока. То есть если в потоке, который движется со скоростью 90 - 100 км/ч, появится автомобиль, который едет не быстрее 80 км/ч, он с большей вероятностью попадет в аварию. Не по своей вине, а по вине того, кто, не рассчитав скорость, в него врежется. Именно по этой причине ограничения скорости должны быть одинаковы для всех. И по этой же причине не столь давно в Правила дорожного движения были внесены поправки, согласно которым, водители мотоциклов могут двигаться по автомагистралям со скоростью, которая установлена для легковых автомобилей. До этого им можно было двигаться по скоростным дорогам на скорости не более 90 км/ч. И это реально ставило под угрозу жизнь мотоциклистов.

    И все-таки, наверное, необходимо вводить повышенную ответственность для водителей, которые перевозят детей. В том числе за превышение установленной скорости, за управление в нетрезвом виде, за выезд на встречную полосу там, где это запрещено.

    Кстати, в новом проекте Кодекса об административных правонарушениях заложена повышенная ответственность водителя, если он в нетрезвом виде перевозит ребенка. В таком случае срок, на который нетрезвого водителя лишат прав, возрастает до трех лет, а размер штрафа - с 30 тысяч до 50. Но, когда этот проект станет законом - пока неизвестно. Депутаты предлагают внести эту норму в действующий сейчас КоАП. Но пока это только предложение.

    Так что сегодня единственная возможность как-то повлиять на сложившуюся ситуацию - это изменить поведение родителей.

    Зебра - не забор

    Количество аварий с детьми-пешеходами с начала года выросло до 1792, то есть на 22,8 процента, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В этих ДТП погибли 27 детей. И здесь рост составил 8 процентов. Но если сравнить с показателями 2019 года, то заметно снижение. Тогда с января по апрель произошло 2134 таких ДТП, в которых погибли 33 ребенка. Просто, действительно, весной прошлого года на улицах не было ни машин, ни детей.

    Однако если в прошлом году на пешеходных переходах было зафиксировано 40 процентов наездов, в этом году уже 50 процентов. Четверть из совершенных наездов произошли на регулируемых пешеходных переходах. При этом каждое десятое ДТП случилось по неосторожности детей. Переходили или перебегали дорогу на запрещающий сигнал светофора.

    Вообще, каждый третий наезд на ребенка происходит по его собственной неосторожности. Выбежал на дорогу, не убедившись в безопасности, неожиданно появился из-за машины, вне зоны пешеходного перехода - причин много. Но и в этом случае говорить о вине ребенка не следует. Это вина взрослых, которые не научили его правильному поведению на дороге.

    Личный пример действеннее и показательнее любых внушений. Если сам отец не пристегивается, то и ребенок не будет этого делать

    Довольно частая картина: идет ребенок в наушниках, уткнувшись в гаджет, и, не глядя по сторонам, выходит на пешеходный переход. Но машины не умеют останавливаться как вкопанные. У них есть тормозной путь - расстояние, которое машина преодолевает с момента нажатия на педаль тормоза. И есть остановочный путь, который включает в себя скорость реакции водителя. А это в среднем 2 секунды. Сначала водитель увидел опасность, потом он понял, что надо затормозить, затем нажал на педаль, и только потом машина остановилась. При скорости 60 км/ч остановочный путь составит более 60 метров. При этом стоит учесть, что пешеходный переход не бетонная стена. Это лишь предупреждение водителю, что на данном участке дороги может появиться пешеход. Однако и сам пешеход обязан убедиться в том, что ему уступают дорогу, о чем прописано в Правилах дорожного движения. Но, как правило, современные дети, да и взрослые безосновательно уверены в том, что пешеходный переход - броня. Поэтому выскакивают на дорогу, не глядя по сторонам.

    В Госавтоинспекции уверены, что для ребенка важнейший авторитет - его родители. Именно они должны своевременно объяснить детям и сами правила поведения на дороге, и опасности, к которым может привести несоблюдение этих правил. И не только объяснить, но и самим быть примером. Личный пример действеннее и показательнее любых внушений. Если сам отец не пристегивается, то и ребенок не будет этого делать. Если мать перебегает дорогу вместе с ребенком на красный сигнал светофора, точно так же поступит потом и ребенок. При этом он не умеет анализировать дорожную ситуацию, не способен правильно оценить опасность. А значит, с большой долей вероятности может попасть под колеса автомобиля.

    Осторожно, ребенок за рулем

    Несмотря на малую долю происшествий, в которых дети принимали участие в качестве водителей механических транспортных средств - всего 5 процентов от общего количества ДТП с участием детей, - на протяжении нескольких лет происходит увеличение количества таких аварий. Так, за последние 5 лет, по сравнению с 2016 годом, количество ДТП увеличилось на 35,6 процента, погибших в них детей-водителей транспортных средств - на 40,6 процентов. В 2020 году зафиксирован наиболее значительный рост за данный период. Всего произошло 835 (+29,3%) таких ДТП - на 29,3 процента больше, чем годом ранее. В них погибли 50 человек, что почти на 22 процента больше.

    На дороге машинки перестают быть безобидными игрушками. Фото: Сергей Куксин

    Примечательно, что за 4 месяца этого года количество таких ДТП заметно сократилось - на 36,4 процента. Всего зафиксировано 49 таких ДТП. Но количество погибших в них детей выросло до 6, то есть в 3 раза. Для сравнения: в 2019 году в 57 таких ДТП погибли 3 ребенка. Сейчас наступят каникулы, и наверняка дети оседлают мопеды, а то и мотоциклы, не имея прав на управление. Кто-то может оказаться за рулем автомобиля - по родительскому недосмотру, а то и с их позволения, мол, чем раньше научится, тем лучше.

    Никто не спорит: водительские навыки - очень важное умение. При современном уровне автомобилизации, возможно, базовое. И обучать детей надо. В специализированных учебных заведениях, то есть в автошколах. А у нас зачастую просто дарят мопед или скутер как игрушку - пусть катается. И дети именно катаются - без прав на управление, без должной экипировки. Ровно до тех пор, пока не случится трагедия.

    Развитие средств индивидуальной мобильности также подливает масла в огонь. Речь идет об электросамокатах, моноколесах и прочих электроскутерах. Многие из них имеют мощность гораздо большую, чем у мопедов, и способны разгоняться более чем на 50 км/ч. В соцсетях не редки кадры, когда подростки на таких гаджетах двигаются по автомобильным дорогам со скоростью более 80 км/ч. И никаких мер воздействия к таким гонщикам сейчас предъявить невозможно. По закону они просто пешеходы. И вот пока их не выделят в отдельную группу, пока к ним не будут предъявлять жесткие требования по использованию этих устройств, они будут погибать на дорогах.

    А если передвигаются по тротуарам, будут погибать еще и ни в чем не повинные пешеходы. Такие случаи не фиксируются как ДТП. Ведь средства индивидуальной мобильности - это не транспортные средства.

    Недавно общественная палата предложила закрепить за СИМ с электромоторами мощностью более 25 Вт статус мопеда. То есть двигаться на них можно будет только с правами, и только по дорогам. Никаких тротуаров! Возможно, это сократит количество происшествий с такими гаджетами.

    В общем, для успешного решения проблемы с детской безопасностью необходимо в первую очередь направить все меры на воспитание их родителей. И, кстати, далеко не последнюю роль в этом могут сыграть сами дети. Например, юные инспекторы движения. На сегодняшний день более чем в 33 тысячи отрядов по всей стране вовлечены свыше 433 тыс. мальчишек и девчонок. Юидовцы не только сами строго соблюдают Правила дорожного движения, но и напоминают о них взрослым.

    Кстати

    В период с 17 по 23 мая в России с высокой активностью прошла 6-я Глобальная неделя безопасности дорожного движения, объявленная Организацией Объединенных Наций. Основная тема недели - снижение скоростного режима в городах в местах пересечения транспортных и пешеходных потоков.

    Мероприятия в рамках недели в странах - участниках ООН проходили под единой концепцией "Дороги для жизни" (Streets for life), направленной на привлечение внимания мировой общественности к уязвимому положению пешеходов как участников дорожного движения и принятие мер по повышению их безопасности.

    Внимание аудитории было акцентировано на прямой взаимосвязи между снижением скоростного режима и сокращением летальности в результате дорожно-транспортных происшествий. По данным Всемирной организации здравоохранения, снижение средней скорости на 5 процентов может привести к сокращению числа ДТП со смертельным исходом на 30 процентов.

    Согласно международным исследованиям, для взрослого пешехода в случае наезда автомобиля, двигающегося со скоростью 50 км/ч, вероятность гибели составляет около 20 процентов. Если удар происходит при скорости 80 км/ч, риск летальности возрастает почти до 60 процентов. Для детей и пожилых людей эти риски еще выше.

    В России основную идею Недели поддержали информационные и пропагандистские мероприятия под общим девизом "Снижаем скорость - сохраняем жизнь". К мероприятиям в рамках 6-й Глобальной недели безопасности дорожного движения в нашей стране присоединились представители органов государственной власти и местного самоуправления, общественные активисты, специалисты и эксперты, деятели науки, культуры, медицины, спорта. Каждый желающий получил возможность поучаствовать в информационно-пропагандистских мероприятиях - лично или разместив на своих страницах в социальных сетях фото и видео под общим хештегом #ДорогиДляЖизни (#StreetsForLife).

    Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".

    Поделиться